http://image.mel.fm/i/L/L1vwsSnhCT/590.jpg

В одной из моих любимых книг Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть такие слова, которые говорит главный герой: «Все мы родом из детства. Все взрослые сначала были детьми, мало кто из них об этом помнит».

Игровая функция зарождается в детстве и там же развивается. Эта деятельность формирует, наполняет и обогащает ребенка, а также того, кто с ним играет.
Игра — это самое ценное и яркое событие, какое только может происходить в жизни ребенка.
Далее, конечно, в нашей жизни тоже присутствуют игры, но уже — взрослые, о них мы поговорим в следующей статье и с другими цитатами не менее известных людей.
Как говорил русский психолог Выготский: «Игра для ребенка – это жизнь. Играть — это значит жить». А что может быть важнее, чем чувствовать себя живым и ценить свою жизнь?

1. Игра — одно из первых осознанных и естественных действий ребенка.
Он сначала играет со своими ручками, одеялом, соской, бутылочкой, маминой грудью. И он видит первые действия, которые ему показывают взрослые: они улыбаются, уходят или приходят к ребенку. Они закрывают руками лицо и говорят: «Ку-ку! Где мама? Где малыш?» Это все сопровождается яркими эмоциями для взрослых и ребенка.

2. Ребенок учится использовать предметы по назначению и креативно замещать их другими, развивая тем самым свое творческое мышление.
Наблюдая как взрослые используют те или иные приспособления, ребенок осваивает их применение в своем маленьком мире, и находит способ, чтобы применять эти предметы безопасно. Гладить и аккуратно обращаться с игрушечным утюгом. Готовить на своей крохотной плите и при этом, как мама, пользоваться прихваткой. «Ковырять» сначала руками и ложкой в каше, потом по аналогии использовать совок, чтобы накладывать песок в ведерко и делать куличики. Дальше ребенок осознает, что ложку и совок можно заменить чем-то другим, по форме похожим на них. Он понимает, что можно копать просто палкой и она становится «палкой – копалкой — черпалкой».
Забегая вперед, хочется отметить, что ребенок тем самым развивает нестандартные способы выхода из ситуации. Как говорили герои фильма «80 дней вокруг света»: «Используй то, что под рукой и не ищи себе другое».
Ведь так важно находить выход из любой ситуации в любое время!

3. Понимать и выражать свои чувства и эмоции.
Наша жизнь наполнена впечатлениями и переживаниями. Мы понимаем окружающих при помощи эмоций, а нас понимают, когда мы выражаем или не выражаем свои эмоции. Мы лучше понимаем себя, если видим и соотносим события с нашими реакциями и результатом. Через эмоции мы учимся переживать и сопереживать другим. Ребёнок учится заботиться об окружающих, о себе. Осваивает как управлять своим состоянием и «переключаться» с плохого, что сложно — на хорошее, что приятно и спокойно.

4. Проживать ситуации, которые уже были или ещё предстоит пройти.
Радостные моменты, которые уже случались в прошлом, ребёнок проживает их снова и снова, учится их создавать. Или ситуации, которые оказывались сложными, он еще раз проигрывает их, чтобы при помощи игрушек найти выход один, второй, третий… тот, который устроит и успокоит, наполнит радостью и спокойствием.
То, чего очень сильно ждет и переживает об этом.
Уколов, операций, встреч и расставаний, разлук с близкими и прощаний с ними.

5. Установление границ.
Мы живем с другими людьми, и наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Малыш познает когда, где, с кем и как можно себя вести. Что и как можно делать. Приходит понимание и осознание, какие действия, которые мы делаем по отношению к другим людям, что нравится и что не нравится им.
Устанавливая границы, ребёнок учится заботиться и оберегать себя от действий других людей, которые ему неприятны и порой даже опасны. И через эти границы учится заботиться о других людях и понимать свои и их чувства.

И, как нельзя кстати, попалась на глаза ПРИТЧА О СЕРДЦЕ.

В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что-нибудь, но всегда это были очень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними осторожно, но их новые игрушки часто ломались, и они очень горевали. Мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.
Однажды родители не выдержали и пришли к нему с вопросом:
— Ты мудрый и добрый человек, зачем же ты даришь нашим детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются.
— Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся мудрец, — и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром бережнее.

Любите играя, играя — любите своих детей.

Кузьмина Татьяна


©