https://pp.vk.me/c638319/v638319826/15809/cm6Y0WxRZnA.jpg

Люблю наблюдать за детьми, своими и чужими, прислушиваться к тому, что они говорят. И вот давно заметила такую тенденцию — современные дети не умеют просить. Просто не могут сформулировать и попросить что-то.

Элементарный пример. Ребенок находится в гостях, играет с детьми, и вдруг выдает: «Я хочу пить!» Кому он это говорит? Да чаще всего просто в пустоту, в пространство, ожидая немедленный отклик, т. е. появление стакана с водой. Я принципиально на такие выражения не обращаю внимания и жду, что будет дальше. Дальше обычно следует повторение фразы, уже обращенное ко мне лично. На что я отвечаю: «Здорово! И что?». :))) Здесь уже до некоторых доходит, и они формулируют просьбу налить воды. Некоторым приходится подсказывать: «Тебе нужна моя помощь? Хочешь меня о чем-то попросить?» Самое забавное, когда ребенок отвечает: «Да, я не знаю, где у вас стаканы» :)) Т.е. он вообще не понимает, что такое просьба. Приходится объяснять и раскладывать по полочкам — чем отличается просьба от констатации факта.

И вроде иногда аж смешно в таких ситуациях, а на самом деле грустно. На мой взгляд, это очень показательное поведения ребенка, оказавшегося в системе детоцентризма. Он привыкает, что все ему дается просто так, стоит намекнуть. Тут же заботливая мама/бабушка исполняет любой каприз, даже не дождавшись реального желания. А еще чаще ему напоминают через каждые полчаса, что он хочет пить/есть/в туалет… И речь ведь не идет о малышах, нет! Я говорю о детях школьного возраста — 6, 8, 10 лет…

Почему так важно уметь просить?
Мне кажется это очень важным! Не просто так я заостряю на этом моменте внимание и стараюсь проработать его даже с чужими детьми.

Во-первых, это формулирование своих желаний. Ребенок должен учиться понимать, чего он хочет, с таких простых потребностей и чувств, чтобы не вырасти инфантильным взрослым, ни к чему не стремящимся и ничего не желающим. А если исполнять все капризы и потребности малыша, не дожидаясь даже возникновения у него желания, именно такой результат и можно получить. Проблемы с пищевым поведением, столь популярные сегодня, вполне возможно вырастают тоже отсюда. «Попить? Покушать? Сладенького? Ну поешь хоть что-нибудь!» — носятся с ребенком, и он перестает ощущать чувства голода, жажды, насыщения…

Во-вторых, я верю в милость Вселенной и в то, что озвученные желания исполняются. И привыкать их озвучивать необходимо с детства.

В-третьих, я считаю, что ребенок, достаточно свободно овладевший речью, должен вливаться во взрослый мир общения, норм, традиций, правил.

Я учу своих детей:
«Если кого-то случайно обидел — извинись!»,
«Если не можешь сам с чем-то справиться — попроси помощи взрослых!»,
«Если хочешь что-то получить — попроси вежливо!»
По-моему, это достаточно простые правила для восприятия даже маленьким ребенком, и именно с их помощью закладываются основные христианские добродетели.

Ну и в четвертых, мой личный «таракан», возможно — я не приемлю неуважения к взрослым со стороны детей, чужих ли, родных ли — любых. Хамское поведение я всегда пресекаю, равнодушное игнорирую. Мне непонятно, почему наглость и бестактность часто списывается на детскую непосредственность. Почему неуважительное общение взрослого человека не будет терпеться, а ребенку спустится с рук? Я не делаю разницы между взрослым и ребенком, который осознанно совершает поступки и строит фразы. Хотя нет, конечно, делаю.Ребенку я, конечно, объясню, как стоит сформулировать свою мысль, чтобы она звучала корректно, допустив, что он просто этого не знает.

Закончить хочется призывом: «Давайте воспитывать в детях лучшие качества — уважение, честь, достоинство! И давайте учить детей родному, такому могучему и богатому русскому языку! Кто, если не мы?»

Екатерина Миняева

 

©