Осенью 2021 года должен вступить в силу новый ФГОС. Так называемый стандарт третьего поколения. Пока документ находится на стадии общественного обсуждения. Мы подробно поговорим о том, чем он отличается от предыдущих версий. А эта статья открывает серию статей, в которых мы разберем, какие знания будут проверяться по каждому предмету в контрольных работах. В новом стандарте есть «Требования к предметным результатам освоения учебных предметов, выносимым на промежуточную аттестацию». Сегодня поговорим о том, что будет проверяться в работах за 1 класс по русскому языку.

Для удобства я выделила несколько тематических подпунктов

1. Звуки и буквы

Дети должны уметь:

— различать звуки: гласные и согласные, глухие и звонкие согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки,

— уметь вычленять звуки из слова;

Т. е. могут быть задания, связанные с характеристикой не только отдельно стоящего звука, но и на характеристику отдельного звука в слове. Например, третьего звука в слове кастрюля. В работах МЦКО, кстати, такие задания есть.

— ребенок должен уметь обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков;

Другими словами, он должен знать, что буквы о, ы, у, э, а указывают на твердость согласного звука, а буквы е, ë, ю, я, ь — на мягкость.

Когда я выкладывала на своём канале работы по обучению грамоте, в них были такие задания «подчеркни буквы, которые указывают на мягкость согласного звука», «подчеркни буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки». Многие пользователи оставляли комментарии вроде» Да зачем нужны такие задания? Этому не учат», и т. д. Судя по новой версии стандарта, такие задания будут в контрольных работах. В период обучения грамоте учителя на каждом уроке учат детей выполнять подобные задания.

— знать Алфавит и правильно называть буквы.

Обратите внимание на требование не только к правильному названию букв ( букв «мэ», «шэ», «кэ» и т. д. в русском алфавите нет), но и к правильному произношению звуков.

2. Работа со словом

Дети должны будут уметь:

— делить слова на слоги;

В стандарте указано, что речь идет о словах, состоящих из 2-3 слогов, в которых нет сочетания согласных. Т. е. в контрольной работе можно давать разделить слова вроде магазин. А вот слово мачта, например, нельзя, т.к. в нём есть стечение согласных (чт).

— находить в предложении и тексте слова, значение которых нужно уточнить.

Странно, что ничего нет про перенос слов.

3. Работа с предложением и с текстом

— составлять предложения из слов, правильно оформлять предложение;

Т. е. записывать с большой буквы, раздельно писать слова в, предложении, ставить точку, вопросительный или восклицательный знак в конце.

— правильно выбирать знак в конце предложения;

— правильно списывать слова, предложения, текст;

— писать прописные буквы в начале предложений и в именах собственных;

— находить и справлять описки и орфографические ошибки на изученные правила;

При этом сам правила, почему-то, не перечисляются.

— уметь писать под диктовку;

— понимать прослушанный текст;

— понимать прочитанный текст;

— уметь составлять текст (устно) по сюжетным картинками или по наблюдения ребёнка;

— читать вслух и про себя небольшие тексты, соблюдая интонации и паузы.

Объем диктантов и текстов для списывания

В документе указано, что текст который даётся при списывании, должен быть не больше 20 слов.

Этот объем оговаривается и относится и к диктантам. Диктант состоит из 3-5 предложений. При этом под диктовку пишутся слова, написание которых не расходится с произношением. Например, слово «стол» можно давать в диктантах, а «столб» — нельзя.

Меня немножко удивило, что в данных требованиях не упоминается перенос слов и нет перечисления орфограмм ( кроме написания имён собственных). Хотя по большинству программ в 1 классе проходят одни и те же орфограммы. В целом, требования соответствуют программе. Хочу обратить внимание на то, что в документе не один раз подчеркивается, что дети должны писать аккуратно и без искажений букв.

©