Плохое поведение ребенка – это всего лишь «крыша». Для того чтобы изменить поведение своего отпрыска, стоит понять, что заставляет его так себя вести, то есть рассмотреть «фундамент» проблемы.

Достижение интересов и реализация потребностей

Правила поведения человеку всегда диктует его состояние. Если вам хочется кушать, то вы отправляетесь на кухню, чтобы подкрепиться. Если у вас прилив нежности, то вы спешите обнять родных. Если вы измотались на работе, то вполне можете и выплеснуть усталость на домочадцев. Где-то между состоянием и поведением человека легко обнаружить промежуточное звено – наши потребности. Их можно реализовать по-разному. И если взрослый свою потребность отдохнуть может облечь в слова: «Я очень вымотана. Давай я немного отдохну, а потом мы обязательно с тобой поиграем», то малыш 3 лет от роду пока еще так не умеет, поэтому обязательно закатит истерику или станет доводить родных нытьем. И это совершенно нормально, ведь только так он и умеет сбрасывать накопившееся напряжение. Именно те способы контроля своего поведения, борьбы с негативными состояниями, которые придумывает человек и называются технологией достижения интересов.

У детей эта технология не сформирована вовсе, они научатся делать это только с возрастом. И задача взрослых – обучать своего ребенка подобным технологиям. Например, нет смысла требовать от первоклассника, чтобы он делал домашние задания самостоятельно, если у него не отработан алгоритм выполнения уроков.

Особенности возраста

Кстати, далеко не все взрослые пользуются адекватными технологиями достижения интересов, что уж говорить о детях. Поэтому то, как ребенок себя ведет, находится в зависимости от навыков мамы с папой поддерживать его состояние. В противном случае он обязательно применит свои «неадекватные» приемы борьбы с избыточным перенапряжением.

Если вы отправились в длительную автобусную поездку с отпрыском двух лет, то запрещать ему громко разговаривать и мешать окружающим просто глупо, он не сможет соответствовать вашим требованиям в силу своего возраста. В ответ на категоричные требования и запугивания вы получите еще более вызывающее поведение. Можно всего лишь постоянно занимать карапуза во время всего пути, тогда детка будет иметь хорошее состояние, другие потребности, а значит, и его поведение будет удовлетворять маму.

Точно так же бесполезно «давить на совесть» младшему подростку и воспитывать в нем ответственность за отметки, используя указание на последствие поведения ила планирование на долгий срок. Ваша фраза: «Будешь плохо учиться – загробишь свое будущее» для него пустой звук. В силу того, что у ребенка еще не достаточно развиты отделы мозга, которые отвечают за долгосрочное планирование, он не сможет прийти к правильному логическому обоснованию ваших слов.

Ваша задача понять состояние малыша, определить причины его эмоций. Ведь детка может не хотеть есть рис, потому что когда-то у него после этого блюда было пищевое отравление, а в садик ему не хочется, потому что там его обижают.

Состояние и отношения со взрослыми

Состояние малыша в прямой зависимости то того, какие отношения у него сложились со главными взрослыми в его жизни. Мы все знаем примеры, когда дети с удовольствием посещают школу и учатся только благодаря тому, что у них сложились хорошие взаимоотношения с учителем. Ну, согласитесь, что самые приятные воспоминания из детского возраста – это те, которые ассоциируются у нас с положительным отношением родителей: совместные прогулки, похвала из их уст.

Проблемы в поведении малыша – это всегда нарушения взаимоотношений с родителями. Часто в порыве эмоций мы произносим непростительные вещи, которые заставляют наших детишек сомневаться в родительской любви. Поэтому реакция на подобные высказывания – неадекватное поведение ребенка, который борется с тревогой и страхом быть отвергнутым самыми родными людьми. Чем больше вы кричите, тем хуже ведет себя отпрыск.

Родителям важно правильно выстраивать отношения с наследниками, поддерживать в ребенке мысль, что он любим.

Родительский ресурс

Согласитесь, если у вас хорошее настроение, то проступки малыша не выводят вас из равновесия. Если мама в ресурсе, она может улыбкой или оказанной помощью решить массу детских проблем. Но если родитель не в ресурсе, он устал, изможден или раздражен, то даже самый мелкий проступок ребенка покажется ему непреодолимой проблемой и концом света. В этом случае свой настрой вы подсознательно транслируете отпрыску, что вводит детку в стресс. А в состоянии стресса малыш никогда не сможет научиться достигать своих интересов. И тогда плохое поведение малыша вам обеспечено. Научитесь расслабляться и отдыхать. От вашего родительского ресурса зависят ваши взаимоотношения с ребенком. Отношения напрямую влияют на состояние вашего отпрыска. А состояние помогает достигать интересов, которые диктуют поведение малыша.

Перед тем как ругать малыша за плохое поведение, задайте себе вопрос: «А достаточно ли у меня родительского ресурса?».

©