Захар злится, потому что мама не разрешает ему смотреть ролики на youtube
Захар злится, потому что мама не разрешает ему смотреть ролики на youtube

 

—> Чашка разбилась и больше никогда не будет целой. Реки слез.

—> Мы не будем покупать эту куклу. Яростный и очень громкий гнев.

—> Тот мальчик не хочет делиться своей игрушкой. Гнев, агрессия.

Первая реакция: утешить, обнять, купить новую чашку, все таки купить ту куклу, хотя некрасивая и неадекватно дорогая, отвлечь от жадного мальчика, вручить игрушку получше. Громкий безутешный плач, гнев и агрессия проявляемая в адрес других детей — большой стресс для матери.

Верная стратегия в таких ситуациях: сочувствовать, назвать чувство, вместе погрустить, принять потерю.

Разбилась чашка. Слезы.

Сочувствуйте, точно описав причину переживаний:

— Ты очень расстроена, что твоя любимая чашка разбилась.

Назовите чувство:

— Тебе очень грустно, что больше нет твоей чашки

Покажите, что вы тоже испытываете такие чувства и это нормально:

— Да, это так грустно, когда ломается любимая вещь. Помнишь, как я расстроилась, когда сломались мои очки?

Помогите принять потерю:

— К сожалению вещи ломаются, особенно, когда это такая хрупкая чашка.

Покажите, как вы можете помочь:

— Давай мы с тобой сходим в магазин и выберем тебе новую чашку. Что скажешь?

В результате применения такого метода ваш ребенок:

— ощущает, что вы его принимаете в любом состоянии, чувствует, что не смотря на эмоциональный дискомфорт с ним все в порядке

— осознает, что испытывать разные чувства — нормально

— постепенно привыкает жить аутентично: принимать жизнь такой, какая она есть — с потерями, разочарованиями, сложными обстоятельствами, но так же и с радостями, удачами и поддержкой близких людей

Когда ребенок чувствует, что его чувства и его самого принимают и понимают в любой ситуации, то он быстрее успокаивается. Важно также учиться принимать потери, ведь в жизни потерь не избежать, малых и больших. Также важно дать осознать ребенку, что вы не всесильны. Вы не сможете сделать чашку целой, остановить дождь, заставить всех людей быть вежливыми. Зато вы можете научить ребенка справляться с неприятными обстоятельствами: посмотреть прогноз погоды и взять зонт, бережнее относиться к хрупким вещам, научить отстаивать свои границы в общении с токсичным человеком.

Отказ покупать игрушку.

Ребенок требует купить ему конкретную игрушку. Вы считаете, что игрушка слишком дорогая, бесполезная, что у него уже есть подобные игрушки лучшего качества. Ребенок в гневе. Громко кричит, плачет, топает ногами, отказывается уходить без покупки.

Важно: когда ребенок находится в сильном эмоциональном возбуждении практически невозможно достучаться до логической составляющей его разума. Поэтому правильные и логичные рассуждения о нецелесообразности покупки не смогут его утешить и успокоить, поэтому в этой ситуации оперируйте чувствами, а не логикой.

Назовите чувство:

— ты очень разозлился от того, что у тебя нет этой игрушки.

Покажите, что испытывать такие чувства нормально:

— Очень раздражает, когда чего-то очень хочешь, но не получаешь. Я бы тоже разозлилась на твоем месте.

Сочувствуйте на уровне чувств, а не слов: обнимите ребенка, покажите, что вы не злитесь на него за то, что он устроил скандал в магазине. (Это, кстати, довольно сложно, потому что нужно умудриться сохранить спокойствие)

— Очень неприятно, да?

Покажите, как вы можете помочь:

— Я понимаю, что ты злишься. Давай, когда придем домой поиграем в твою железную дорогу вместе.

Ваше спокойное выражение лица, объятья, принятие ребенка в сложном эмоциональном состоянии поможет ему быстрее успокоиться. У него сложится правильное понимание того, что испытывать злость — нормально и что в таких ситуациях есть выход.

©