Я воспитатель из двух разных эпох. Начинала работу в детском саду в 1985 году, сделала перерыв, и вернулась, уже в новую дошкольную систему. Для меня это был скачок. Словно я воспользовалась машиной времени. Поэтому мне легче сравнивать прошлое и настоящее. Изменилось всё, и учебные программы, и квалификационные требования.

Последнее меня особенно напрягает.

Фото из открытых источников Яндекс картинки

Фото из открытых источников Яндекс картинки

Чтобы получить или повысить категорию, необходимо пройти квалификационные тесты.

Это хорошо, да простят меня педагоги! Считаю, что воспитатель детского сада должен не только любить детей и уметь сказки рассказывать. Необходимо знание детской психологии и методики. А ещё должна быть грамотная речь. Мы учим детей в первую очередь своим примером. И выражения: «ПолОжь, ихние, евошняя, пОняла» просто недопустимы!

Пишет педагог, который проходит повторное тестирование: «По чему та не могу пройти психалогию, нечиго не запаминаю»! Так и хочется ей ответить «па таму шта!»

И пусть такой воспитатель любит детей, и хорошо справляется со своими обязанностями. Но повышение квалификации ему не светит, тесты скорее всего завалит. Если его это устраивает, то может быть, повезло родителям, у кого на группе окажется такой воспитатель.

Этот человек будет воспитывать детишек, играть, читать им сказки. И детки будут довольны и родители.

Почему повезло, и почему они должны быть довольны?

Потому что если я прохожу тестирование, и получаю категорию, то я уже не воспитатель, а педагог-модератор. Требования к моим должностным обязанностям, вероятно, тоже будут меняться.

Итак, я педагог-модератор. Пока ничего не изменилось, кроме доплаты к моему должностному окладу. Это радует, как и то, что нас наконец-то приравняли к учителям, и трудовой отпуск стал 56 дней. Но что от нас потребуют взамен? А в том, что потребуют, я почему-то не сомневаюсь. Дальше объясню, почему.

Я могу пройти досрочное повышение квалификации и стать педагогом-экспертом (это 1категория).

Дальше идёт педагог-исследователь и педагог-мастер(высшая). Повышается доплата, статус и требования к работе.

Заметьте, что все эти термины не имеют ничего общего с воспитанием!

Категорию модератора я получила, пройдя тесты, собрав нужные документы и достижения своих деток на уровне детского сада и города.

Но если я захочу получить категорию выше, то должна подготовить детей — победителей районных, областных, республиканских, международных, вселенских и межгалактических конкурсов и олимпиад!

Как это будет выглядеть? А вот так: выберу двоих – троих способных ребятишек из группы, и буду с ними заниматься. На остальных детей, у меня просто не хватит ни сил, ни времени.

Фото из открытых источников Яндекс картинки

Фото из открытых источников Яндекс картинки

Чем выше заявленная категория, тем больше наработок должно быть у педагога. Кроме детских достижений, нужны мои личные победы и обобщение опыта на уровне области и республики.

Итак, воспитатель остался в прошлом. Я педагог! У меня статус модератора, эксперта, исследователя, мастера, и неплохая зарплата!

Вернёмся к тому, что же я должна отдать взамен?

Уже несколько лет мы говорим об обновлённой программе образования.

Цель Программы: формирование у детей духовно-нравственных ценностей, знаний, умений и навыков в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

 

Вроде бы всё нормально.

Но!

На курсах педагогического мастерства, в течение 2‑х месяцев нам объясняли, что мы не должны воспитывать, развивать, формировать и учить! Учебная цель должна быть ориентирована на ожидаемый результат.

Например:

Цель занятия по рисованию с детьми 4-х лет: Владеть навыками рисования красками и кистью, рисовать круг, изображая яблоко.

Всё понятно, моя задача научить детей рисовать яблоко. Правильно?

Нет! Не научить, а сделать так, чтобы ребёнок научился сам! Целую неделю мы потратили на то, чтобы понять, как ребёнок должен сам научиться рисовать, лепить, строить, рассказывать. А потом читать, писать, решать задачи и делать выводы!

Признаюсь честно, мы так и не поняли!

Как не воспитывать и не учить? Как не развивать и не формировать навыки? Наверное, это понимание придёт ко мне со временем. Так сказать в процессе работы. Пока я работаю как прежде, воспитываю и развиваю. Пока, потому что ко мне ещё не предъявили требований работать по обновлённой программе. И каждый раз я жду начало учебного года как первоклассник. С вопросом: «Что меня ожидает?»

Категория модератора предполагает, что я должна не воспитывать детей, а стать регулятором, или посредником, просто контролировать поведение детей в группе.

А дети? Что будет с ними, если мы все станем экспертами, исследователями и мастерами?

Мы будем наблюдать, исследовать, вести записи, давать свои заключения и отчёты, и готовиться к следующей аттестации. И ничего, что уровень развития детей тоже учитывается, это не школа, здесь нет экзаменов, есть только мониторинг. А это лишь диаграммы и никто не докажет, что показатели завышены. Только руководство. Но они тоже заинтересованы, в высокой квалификации педагогов.

И что в результате? Результат меня пугает. Потому что школа тоже работает по обновлённой программе. Задача учителя не учить, а дать задание. Познакомить ребёнка с буквами и смотреть, как он сам научится читать?

Если у родителей есть средства для репетиторов, и частных школ, то у ребёнка откроется перспектива хорошего образования. А если нет…

Я не хочу внуков. Я боюсь за их будущее.

А может ну их, эти доплаты и категории?

Остаться просто воспитателем и работать, как прежде? С маленькой зарплатой, без конкурсов и дипломов, просто воспитывать и развивать детишек. Пожалуй, я так и сделаю, если мне позволят.

Кого хотят видеть в детском саду родители, воспитателя или исследователя? О чём мечтают молодые выпускники педагогических университетов? И что ждёт наших детей?

А может быть, я просто туплю, чего-то недопонимаю, и сгущаю краски?

Мне интересно ваше мнение. Жду ваших комментариев на эту тему.

©