Светлана Буракова

Многие сегодняшние родители в детстве сталкивались с насильственным подходом к еде — доедать всю порцию до конца, есть, чтобы не обидеть маму/бабушку/дальнюю родственницу, или обедать нелюбимым супом, потому что «ешь, что дают». Все это сегодня называется пищевым насилием, которое впоследствии может стать причиной серьезных проблем с питанием вплоть до булимии или компульсивного переедания, а также психических и психологических расстройств. Пищевые привычки и вообще пищевая культура ребенка начинают формироваться с первых дней его жизни, потому именно родители в ответе за то, какие отношения сложатся у малыша с едой. Если коротко: ребенок знает лучше, что он хочет и в каких количествах. Родителям просто нужно прислушиваться к его потребностям, ну и, конечно, личным примером прививать любовь к полезным продуктам.

Что такое пищевое насилие?

«Не выйдешь из-за стола, пока не доешь!», «тут одна ложка всего осталась» — все эти (знакомые до боли) фразы и любая другая настойчивость родителей в вопросах питания ребенка и есть не что иное, как проявление пищевого насилия. Проще говоря, насильное закармливание детей из-за сформированных предрассудков у взрослых.

Почему вообще у родителей появляется желание насильно кормить детей?

Психологи выделяют несколько типичных установок, которые формируются в сознании родителей. Именно они и побуждают взрослых кормить своих детей во что бы то ни стало. Первая — отношение к ребенку, как к неразумному существу, когда родители считают, что знают лучше сколько, как часто и что ему есть, ведь у них больше жизненного опыта и знания. Вторая установка — это мнение, что если ребенок плохо есть, значит, он не слушается и делает наперекор родительским просьбам. Третий вариант — малыш не ест, значит, что он болеет. В этом есть некоторая логика: действительно, недомогание может снизить аппетит ребенка, поэтому он отказывается от еды. Но даже в этом случае стоит прислушаться к маленькому организму и не заставлять есть насильно.

«В норме организм — это саморегулирующаяся система, способная хорошо приспосабливаться к самым разным условиям. Одна из таких приспособительных реакций — снижение аппетита во время болезни, при сильном стрессе, при резкой смене обстановки, климата и т.п. Заставлять ребенка есть в такие моменты — значит наносить вред его здоровью, мешать организму приспособиться к трудной ситуации», — считает психолог, травма-терапевт Лара Покровская.

Пищевое насилие также может быть вызвано тревожностью родителей — они переживают, что ребенок слишком худой, что он слишком мало ест, у него нет аппетита, он болеет. Иногда отказ детей от еды трактуется матерями как отказ от них самих, от их еды и в целом воспринимается на свой счет. Чтобы справиться со своей тревогой, они начинают закармливать детей. Только в этом случае удовлетворяется не потребность ребенка в еде, а желание родителя перестать волноваться.

Почему же тогда ребенок не ест?

В действительности причин может быть масса. Ребенок банально может быть не голоден или он может не любить какое-то конкретное блюдо (при этом совершенно не важно, кто его приготовил) или продукт. Бывает так, что малыш просто не в настроении — он сам до конца не понимает, чего он хочет, поэтому капризничает или привлекает ваше внимание. Отказ от еды — это не красноречивое заявление о том, что вы плохой родитель.

Хорошо. А если трехлетка придирается к еде? Ест, но очень избирательно. Он это специально, чтобы позлить меня?

Дети могут выбрать для себя ограниченный набор продуктов и есть только их, категорически отказываясь от всего остального. Это их генетические и возрастные особенности, тактильное восприятие еды, иногда проблемы с жеванием или ЖКТ. К слову, после первого года жизни ребенка проблемы с кормлением возникают практически у всех. Есть даже такое понятие пищевая неофобия – нежелание пробовать новую еду.

А что будет, если все-таки проявлять настойчивость в вопросах еды? Всех ведь так воспитывали и ничего.

Пищевое насилие — это пережиток нашего советского прошлого, от которого все современные специалисты призывают отказаться. Именно насильные приемы пищи, против воли ребенка, формируют у него нездоровые пищевые привычки. Повзрослев, малыш будет доверять не своему организму (который и сигнализирует ему о голоде или о насыщении), а следовать сформированным установкам вроде «доедай до конца», «оставлять еду — плохо» и так далее.

Физиологически это может привести к ожирению или к расстройствам пищевого поведения как в раннем возрасте, так и впоследствии. Согласно статистикеамериканской Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, в мире свыше 70 миллионов человек страдают расстройствами пищевого поведения, такими как нервная анорексия, нервная булимия и так далее. Количество госпитализаций детей в возрасте до 12 лет из-за разного вида расстройств увеличилось на 119 процентов с 1999 по 2006 год.

Кроме того, каждые 62 минуты в мире от расстройства пищевого поведения умирает один человек. Чаще всего смерть связана с анорексией — из-за осложнений от нее умирают пять-шесть процентов больных, от булимии — чуть меньше.

Пищевое насилие, даже в форме мягкого давления, сказывается и на поведении ребенка в будущем. Психика дает сбой не только в виде неадекватного отношения к еде, но и к жизни в целом. Специалисты отмечают: ребенок перестает доверять себе и сигналам своего тела, а потому не может сам принимать решения и адекватно оценивать свое состояние. Дети, страдающие от пищевого насилия, со временем могут становиться упрямыми, неуправляемыми, тревожными, а главное — они теряют доверительные отношения и контакт с родителями.

Что же делать? Как правильно себя вести?

Здоровые дети могут самостоятельно контролировать, какое количество еды им нужно, опираясь на внутренние сигналы голода и насыщения. Самое главное — не расстраивайтесь из-за поведения малыша. Просто предоставьте ему большой выбор здоровой пищи. Со временем его аппетит и предпочтения выровняются. Детям полезно научиться слушать свое тело и пользоваться такими сигналами, как голод и насыщение.

Можете придерживаться шести «нет» для родителей, которые рекомендуют специалисты:

  1. Не заставлять, если ребенок не хочет.
  2. Не перекармливать.
  3. Не навязывать, не уговаривать.
  4. Не награждать за съеденное. Не стоит обещать купить мороженое, пирожное за съеденный суп. Еда не должна становиться средством воспитания.
  5. Не подгонять. Спешка во время еды плохо влияет на пищеварение.
  6. Не отвлекать. Специалисты не рекомендуют играть в игрушки или смотреть телевизор во время еды.

Психологи также советуют «закармливающим» родителям разобраться с самими собой — задуматься, какие чувства они хотят выразить желанием насильно накормить, и научиться выражать их иными способами.

«В некоторых случаях потребность покормить, закормить может маскировать другие, более глубокие и нереализованные потребности человека — например, быть значимым для другого, — комментирует семейный терапевт Светлана Тимофеева. — Иногда на закармливающего действуют социальные или семейные установки, которые были актуальны в прошлом, в эпоху дефицита или голода, когда ценность еды имела решающее значение».

Какие еще приемы помогут сформировать здоровые привычки?

Совместные приемы пищи всей семьей благоприятно сказываются на развитии ребенка. Главное — не забывать: малыш запоминает все, что делают и едят родители за столом. Он перенимает их привычки и предпочтения, в том числе в еде. Так что на столе всегда должен быть выбор разнообразной, здоровой, богатой питательными веществами еды. Семейные приемы пищи — это время, когда родители помогают детям установить отношения с едой. Путь не всегда бывает простым — ребенок может держать ложку вверх дном (в лучшем случае) или размазать еду по столу, лицу, волосам и вообще по всему, что попадается ему на глаза. Но этот ранний опыт взаимодействия с едой необходим — так ребенок устанавливает с ней свои собственные отношения. Родители же в это время смогут следить за подсказками в поведении малыша, которые указывают на его голод или сытость.

Как же я пойму, что ребенок голодный, если он еще не может говорить? Перекармливать не хочется, но и морить голодом тоже.

Обычно малыши сами сигнализируют о голоде. Специалисты выделяют общий (не универсальный) список таких сигналов.

Если вы кормите грудью или смесью, обратите внимание, когда ребенок:

  • подносит руки ко рту или кладет в рот предметы;
  • издает посасывающие звуки и делает посасывающие движения губами;
  • сжимает кулаки на груди или животе;
  • сгибает руки и ноги;
  • плачет (хотя плач не всегда может быть причиной голода).

Если ребенок постарше и уже ест твердую еду, он может указать на голод так:

  • наклоняться к еде и открывать рот;
  • при виде еды радоваться и оживленно себя вести;
  • задерживать взгляд на продуктах или следить за их перемещением.

Уже осваивающего речь ребенка обязательно нужно спрашивать, голоден ли он (и что он хотел бы съесть), наелся ли, хочется ли ему еще. Помогайте ребенку описывать вкус продуктов, их цвета, запахи и текстуры. Задавайте вопросы о еде: что ему нравится больше всего, какая еда кажется ему невкусной, что бы ему хотелось попробовать, приготовить вместе с родителями или друзьями. Еда не должна становиться разменной монетой в ваших отношениях с ребенком. Никогда не используйте еду как наказание, а угощение — как поощрение (например, если десерт предполагается после обеда, ребенок должен его получить даже в том случае, если съел две ложки супа и едва притронулся ко второму, а не только в том случае, если обед был съеден полностью).

Что еще почитать о питании ребенка?

Вот тут вы можете найти подборку лекций о детском здоровье, среди которых есть и материалы, посвященные теме интуитивного питания в детском возрасте. А здесь вас ждет отрывок книги о пищевом воспитании «Самые здоровые дети в мире живут в Японии». Также у нас есть интервью о сахаре в рационе ребенка и интересные факты о прикорме.

©