Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36 06/09/2017

Какие педагоги требуются в воронежских школах и сколько получают те, кто там работают, — в материале «АиФ-Черноземье».

Сергей Ильницкий / АиФ

Ещё несколько лет назад начало нового учебного года ознаменовывалось повышением зарплат учителям. Сегодня такое не практикуется. И это при том, что реальная зарплата педагогов за год почти не выросла, а дефицит кадров остался. Воронежским школам по-прежнему требуются учителя начальных классов и физкультуры.

Кого ищут?

О дефиците физкультурников и педагогов начальной школы на одной из последних планёрок в мэрии сообщила руководитель управления образования Воронежа Любовь Кулакова. В районах области ситуация немного другая: здесь серьёзный дефицит учителей иностранных языков. И привлекают специалистов в каждой школе по-своему: где-то предлагают карьерный рост, в сельской местности обещают жильё, а где-то просто уповают на участие в педагогических конкурсах. Но, по большому счёту, одним из главных факторов всё равно остаётся заработная плата, которая, судя по статистике, выглядит не так уж плохо.

Как сообщает Воронежстат, в первом полугодии 2017 года учитель в Воронеже в среднем получал чуть больше 25 тыс. рублей. А в некоторых районах области эта сумма была даже выше городской. Так, в Лискинском районе учителя зарабатывали 30 тыс. руб., в Бутурлиновском и Ольховатском — более 31 тыс. рублей. При этом, по сравнению с другими регионами, в нашей области, судя по той же статистике, не самые высокие зарплаты — чуть больше 24 тыс. рублей. В среднем же по стране учителям платили в месяц 33 тыс. рублей. А в ЦФО и того больше — 43 тыс. с «хвостиком».

Статистика действительно выглядит неплохо, но по факту таких сумм большинство учителей не получает. В Воронеже, например, после окончания педагогического университета молодые специалисты устраиваются в школы с окладом всего 12,8 тыс. рублей. Конечно, есть определённые надбавки за дополнительные часы и внеклассную работу, но, как правило, сумма увеличивается примерно на 2-3 тыс. руб. — не больше.

Отсюда вопрос: можно ли привлечь молодого специалиста на должность учителя? В мэрии убеждены, что да. В Воронеже уже в 2017 году выросло количество молодых педагогов в возрасте до 35 лет. При этом в областном комитете профсоюза работников народного образования и науки уверяют, что средний возраст учителей сейчас держится на отметке 49 лет.

Почему дефицит?

Всего в Воронежской области 30 тыс. 137 педагогических работников. Цифра, надо сказать, за последнее время немного подросла. Только в Воронеже число педагогов в этом году увеличилось на 191 человека. Более того, ежегодно открываются новые школы, в которые стараются набирать молодых учителей.

Например, на совещании работников образования «Развитие системы образования Воронежской области. Качество. Эффекты. Результаты» говорилось о том, что в России в год сдаётся всего 45 школ, при этом в Воронежской области за этот же период открываются одна или две школы. И проблема с кадрами очень актуальна. Причины разные. Одна из них — демографический кризис, который свирепствовал лет 10-12 назад, тогда в школах было мало детей, и пришлось сокращать учителей.

Сейчас — наоборот: первые классы переполнены, и опять требуются педагоги. Для старых школ пытаются экстренно найти средства на реконструкцию и возведение пристроек. При этом стараются убрать вторую смену, на что тоже требуются средства. Проблемы понемногу решаются, но итог пока нерадостный: городские школы переполнены, при этом дефицит учителей остаётся. А достойная зарплата, которая могла бы уменьшить нехватку кадров, пока достигнута лишь в статистических отчётах.

Подняли зарплаты? Смех и слёзы!

Председатель Воронежского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ Татьяна Бирюкова:

«Два года назад правительство слукавило и подменило понятие средней заработной платы по экономике региона на среднемесячный доход от трудовой деятельности наёмных работников. В нашем регионе разница между ними составила 3-5 тыс. руб. — это и есть та сумма, на которую занизили зарплату педагогов.

По данным федерального статистического комитета, в первом квартале этого года отрицательная динамика средней зарплаты в образовании по отношению к 2016 году отмечалась в подавляющем большинстве субъектов РФ. Данные за полгода более радужные, но не надо забывать, что тут погоду во многом сделали отпускные. Правда, наш регион хоть и попал в число тех, где произошёл рост зарплаты, но с минимальными показателями. Например, зарплата школьных педагогов выросла всего на 264 рубля. Если взять данные по ЦФО, не считая Москвы и Московской области, то ощутимая прибавка оказалась в Тульской (более 3,5 тыс. руб.), Липецкой (около 3 тыс. руб.) и Владимирской (2,2 тыс. руб.) областях. Но вот заплаты воспитателей детских садов у нас пусть ненамного, но ещё и снизились!

Большим ударом для наших работников образования в сельской местности стало урезание с 1 января этого года льгот на жилищно-коммунальные услуги. Самое главное, что бюджет области от этого ничего не выиграл, ведь компенсации на «коммуналку» с 2016 года включались в зарплаты педагогов с целью «дотянуть» их до целевых показателей, заданных майскими указами президента. Поэтому сколько власти забрали у педагогов, столько и должны будут вернуть. Но возврат произойдёт в общий фонд заработной платы, льготы же отняли у конкретных работников, получающих зарплату на уровне минималки — помощников воспитателей и младших воспитателей».

Вакансий достаточно много

Заведующая отделом содействия занятости студентов и трудо­устройства выпускников ВГПУ Маргарита Смотрова:

«Тенденция такова, что в 2017 году, по сравнению с прошлым годом, количество заявок от руководителей образовательных учреждений о наличии вакантных мест увеличилось. Наиболее востребованная профессия среди педагогов на сегодня — учитель начальных классов. Эта тенденция сохраняется уже несколько лет и связана, в первую очередь, с высокой рождаемостью, соответственно количество первых классов в школах растёт год от года. Также много вакансий для учителей иностранных языков, причина — введение новых образовательных стандартов, в которых преду­смотрено изучение второго иностранного языка с пятого класса школы. Вакансии по остальным направлениям подготовки балансируют в зависимости от местности, потребностей и возможностей школ.

Могу сказать, что в целом преподаватели всех направлений востребованы и около 75% наших выпускников ежегодно трудоустраиваются. При этом сюда ещё не входят те, кто продолжает обучение или проходит службу в армии».

Есть проблема

Руководитель Департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов:

«Ежегодно увеличивается количество обучающихся в школах. В 2017 году мы перешагнули порог в 200 тыс. человек. Понятно, что мы набираем новые кадры. Привлекаем молодёжь. Сейчас нам нужно перейти от школы знаний к школе навыков. Современное общество требует не только знать, но и уметь.

Уже доказано, что качество образования не может быть выше уровня работающих учителей. И в системе повышения квалификации учителей есть проблема. Сейчас утверждена дорожная карта по формированию и введению учительского роста и, соответственно, его квалификации. Многое будет меняться. Горизонтальная карьера учителя будет сохранена, имеются в виду первая, вторая и высшая категории. Обсуждается присвоение отдельных должностей учителям — старший, ведущий и др».

©