http://www.kraskizhizni.com/images/img15/deti-zerkalo-roditelej.jpg

Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которой волнует меня до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада психологи предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей … Перед глазами потрясённых взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, «выпив» лимонада и «закусив» его сладостями, начали вести себя точно так, как ведут себя за столом в праздник изрядно подвыпившие взрослые, вплоть до глупых ссор и драк между «гостями»…

До чего же похожи на нас наши дети! Ещё в младенческом их возрасте мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького розового комочка наши глаза, уши или нос. Попозже, в раннем детстве, опять-таки частенько вытираем умильные слёзы, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем-совсем взрослую фразу. А ещё через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявиться в ребёнке не только то, что есть в нас лучшего, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве…

Именно, основываясь на этом, многие из нас в разговорах о воспитании глубокомысленно, а иногда и со вздохом повторяют фразу, ставшую заглавием этого раздела: «Дети — это зеркало родителей». Но это и так, и не так одновременно. Дело в том, что, действительно, одним из психологических механизмов социализации (процесса превращения ребёнка в гражданина и члена общества) выступает так называемая индентификация: буквально — уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример и прообраз собственных действий. И конечно же, в первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии «ребёнок — родитель», поскольку именно родители выступают для детей наиболее «доступными» взрослыми. Именно от нас, пытливо вглядываясь в наши поступки и действия (сколь бы малозначимыми они нам ни казались), и получают наши дети образцы и модели поведения, которые впоследствии будут реализовывать в собственной взрослой жизни. И именно в контакте с нами формируются их индивидуальные роли и представления о всём многообразии явлений окружающей действительности и отношении к ним.

Однако далеко не всегда это происходит по законам зеркального отражения. У Зазеркалья семейной педагогики свои, временами очень сложные законы, и прямому отражению ребёнком ваших личности и поведения могут совмещать описанные И. С. Коном механизмы. Противодействия, когда вы, например, настолько ограничивали свободу своего сына, что, он, и пику вам, вырос «нигилистом» или, наоборот, в Ответ на предоставление ему максимальной самостоятельности — зависимо-послушным, полностью находящимся под пятой авторитетов человеком. Или же ролевой взаимодополнительности, когда в семье рачительных и бережливых хозяев вырастает мот и транжира (ещё бы — ему ведь не требовалось проявлять подобные качества, ибо всё и без него шло нормально и хорошо) или, наоборот, в многодетной семье старшие дети становятся подлинными хозяевами. Я хочу обратить здесь ваше внимание на то, что «зеркальный эффект» искажается во всех этих случаях определёнными моментами семейных отношений.

©