Довольно часто можно увидеть такую ситуацию: школьники обижают своего одноклассника. Причём в каждом отдельно взятом коллективе это явление развивается по вполне стандартному сценарию и носит массовый характер. 

Проще говоря, есть некий условный Саша, на которого все дети в классе проецируют негатив. И если в некоторых классах неприязнь к конкретному ребёнку может просто выливаться в нежелание общаться с неприятным одноклассником, то порой встречаются и случаи совершенно изощренной «изысканной» травли. 

 

Причин школьного буллинга может быть миллион, но есть и самые распространённые.

 

Нестандартное или асоциальное поведение ребёнка. 

 

Дело в том, что дети не знают постулатов психологии и педагогики, они воспринимают ситуацию так, как ее видят. И, конечно же, если одноклассник ведёт себя не «как все», а проявляет ряд «особенностей», то это вполне может послужить поводом для детских обид и, как следствие, выражения «мести» в неприглядной форме. 

Дети не склонны к психологическому анализу, поэтому прямо называют вещи своими именами. В ход идут обидные прозвища, коллективный игнор, колкие подшучивания, троллинг в соцсетях. В более критичных случаях дело доходит до физических «разборок», причём, участвуют в этом как мальчики, так и девочки. 

 

Очень часто дети правы: они видят, что их одноклассник — воришка, врун, подлец, поэтому не церемонятся с вынесением личностных оценок. 

 

Низкий социальный статус ребёнка. 

 

Уже в начальной школе дети прекрасно понимают, что сколько стоит, могут оценивать уровень «бедности-богатости» своего одноклассника. Иногда ещё и сами родители подливают масла в огонь, всячески финансово подчеркивая «статусность» своего чада: в одном классе могут сидеть детишки в брендовых вещах, с айфонами и кучей карманных денег, и дети из семей, достаток которых не позволяет купить сыну или дочке кроссовки за 8 тысяч рублей. 

Раньше всех уравнивала школьная форма, теперь — кто во что горазд! 

 

Как относятся дети к однокласснику-«нищеброду»? Да вот так и относятся, не стесняясь в выражениях. Понятно, что воспитанный ребёнок не станет унижать другого по причине «бедности», но в нынешней школе воспитанных детей все меньше и меньше с каждым годом. 

 

Физические особенности. 

 

Ни для кого не секрет, что в медицинскую карту дети не заглядывают, но вот внешность одноклассника оценивают «влёт». Самое безобидное — это подшучивания над лопоухостью, лишним весом, кривыми ногами, ростом, длинным носом и т.д. Пахнет плохо от соседа по парте — вот и готовая причина. Прицепиться можно к чему угодно, а если это находит поддержку у других детей — начинается методичная травля. 

Опять же, классные коллективы тоже бывают разные. Можно учиться в дружном классе, где все дети чуть ли не с одного садика, притертые и привыкшие ко всему, а можно и в таком серпентарии оказаться, что поневоле задумаешься — что это вообще за сброд и где их родители!

 

Так или иначе, но проблема эта существует, появилась она не вчера. У истоков — зависть, обида, стремление доминировать над слабым, чувство ложного превосходства. Достаточно вспомнить советский фильм «Чучело», в котором весьма красноречиво показаны взаимоотношения подростков. Изгои в школьных коллективах были и будут всегда, другой вопрос — как с этим бороться? 

Кадр из фильма «Чучело»

Кадр из фильма «Чучело»

Иногда тихая незаметная травля намного страшнее явного открытого конфликта. Одно дело, когда побунтовали и разошлись, совсем другое — целенаправленное унижение, длящееся годами. 

©