«Экспериментальная деятельность старших дошкольников на прогулке»

Люди, научившиеся наблюдением и опытом,

приобретают способность сами ставить во-

просы и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто

такой школы не прошел

К.Е.Тимирязев

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Причина их актуальности – безграмотная, преступно расточительная, экологически невежественная деятельность людей в природе. Одна из главных задач государства – рационально использовать природные ресурсы в интересах не только человека, но и природы.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. У детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.

Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Каменский, И.Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и многие другие. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

В экспериментировании достаточно четко представлены моменты саморазвития: преобразование объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Таким образом по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе все новые, более сложные цели.

Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования, психическое развитие ребенка затормаживается.

Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.

Принимая во внимание вышеназванные доводы, мы стараемся уделять должное внимание экспериментальной деятельности детей на прогулке в разные периоды.

Вот некоторые из опытов, которые можно привести в летнюю пору.

В яркий солнечный день можно получить эффект радуги. Для этого нужно поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить в воду зеркальце и прислонить его к краю миски, зафиксировав камнем. Повернуть зеркальце так, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещать лист белого картона перед миской так, чтобы на нём появилась отражённая радуга.

Мы объясняем детям, что при входе в воду луч света изгибается, отражается в зеркале и на выходе из воды изгибается вновь, создавая эффект радуги.

Можно заняться и необычной рыбалкой. Для этого нужно привязать к самодельному удилищу леску длиной 1,5-2 метра, к свободному концу лески – любую банку. Закинуть удочку в воду так, чтобы груз утонул, а затем подёргать его за леску так, чтобы банка оставалась погруженной в воду. Спросить у детей, когда «улов» был легче, а когда тяжелее.

Подвести детей к пониманию того, что в воде все предметы кажутся более лёгкими, чем на самом деле. Вода выталкивает и поддерживает их.

Следующий опыт можно провести в песочнице. Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте трубочку с карандашом песком так, чтобы её концы выступили наружу. Вытащите карандаш и увидите, что трубочка осталась несмятой.

Дети приходят к выводу, что песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

В летнюю жару хорошо изготовить самодельный фонтанчик. Для этого воспитатель протыкает гвоздём дырочки в пластиковой бутылке. Дети затыкают их спичками, наполняют бутыль водой, выдёргивают спички, и получается фонтанчик.

Мы задаём детям вопросы: «Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички?»

В солнечный день мы предлагаем детям проверить путём прикосновения, что нагревается сильнее: песок, светлые или тёмные камни, трава, земля?

Подводим детей к выводу, что тёмные предметы нагреваются сильнее, чем светлые, так как поглощают больше солнца.

Весной дети наблюдают за посадкой семян и замечают, что замоченные семена всходят раньше, чем сухие; подкормленные растения дают больше плодов; на прореженной грядке растения вырастают крупнее; на солнечных местах растения лучше развиваются.

Немало интересных опытов можно провести и в зимнее время.

Как проделать дырку во льду? Положите на один кусок льда щепотку соли, а на другой – ничего. Подождите минут десять. Оказывается, в том месте, на которое насыпана соль, лёд превратился в воду, а чистый кусок льда остался полностью замороженным. Это происходит потому, что «солёный» лёд начинает таять при температуре ниже ноля градусов. Теперь детям легко будет понять, для чего лёд на улице в морозы посыпают солью: он начинает быстро таять, и тротуары перестают быть скользкими.

Предложите детям послушать, в какую погоду снег скрипит под ногами: в мороз или в оттепель. Пусть ребята проверят, в какой снег глубже провалится брошенный предмет: в свежевыпавший или в старый, слежавшийся. Вынесите в двух пластиковых бутылках воду на мороз. Одну поставьте в сугроб, другую оставьте на открытом пространстве. Через некоторое время проверьте, в какой бутылке вода раньше начала замерзать

Это лишь малая толика тех опытов, что можно провести с детьми на прогулке. Мы будем и впредь продолжать эту работу. Ведь нельзя не заметить, что благодаря экспериментальной деятельности детей у них возрос познавательный интерес к окружающему миру, интенсивнее стало развиваться логическое мышление, внимание, наблюдательность. Кроме того, сами по себе опыты интересны и занимательны. Они очень нравятся детям.

Литература

  1. Л. В. Головатюк, Е. М. Гурина «Игровые экологические занятия и развлечения для детей старшего дошкольного возраста», Тольятти, 2004.
  2. Н. Ф. Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, 1978.
  3. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Москва, 2010.
  4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», Санкт-Петербург, 2011.
  5. Н. М. Зубкова «Научные ответы на детские «почему»», Санкт-Петербург, 2010.

Автор: Татьяна Ерофеева

МБУ «Школа № 23» структурное подразделение д/с «Жар-птица» городского округа Тольятти

©