Дисграфики — интересные люди. Им под силу задачи, с которыми обычные дети не справляются. Построить проекцию траектории движения внутри параллелепипеда в четвертом классе? Или сечение в пирамиде? Запросто! Но в школе таким ребятам совсем непросто. 

Что можно сделать, если ребенок пишет с ошибками?

В первую очередь обратиться к логопеду. Обязательно! Дисграфия бывает разной, только специалист может выбрать тактику коррекции.

Это обязательный пункт.

В работах по русскому языку меняем тактику.

Используем поморфемное письмо.

Учим ребенка разбивать слово на части (приставки, корни, суффиксы, окончания) до того, как он его написал. Это проще, чем потом искать ошибки.

Довольно сложно ориентироваться в написании целых слов и предложений. Но нам безумно повезло! В русском языке морфемный принцип написания. Морфемы (части слова) мы пишем одинаково, они подчиняются довольно четким правилам. Чем не конструктор, так обожаемый дисграфиками? Снижаем скорость письма и направляем внимание на анализ слов.

Другие способы запоминания

Дисграфикам сложно запоминать последовательности. У них в голове картинки, зачастую подробные и яркие. Значит, бесполезно долдонить правила. Ищем другие способы запоминания: рисунки, схемы, стихи. Ищем разные способы и используем все, что работает. И обязательно подкрепляем их эмоционально. Ассоциативные словари помогают прекрасно!

Использована иллюстрация Ольги Громовой из книги Виктории Ледерман "К доске пойдет... Василькин!"

Алгоритмы

Используем четкие алгоритмы поиска «ошибкоопасных» мест и объяснения орфограмм. Они должны быть лаконичными и считываться при беглом взгляде. Блок-схемы в этом случае – идеальный вариант. При работе каждый раз проговариваем алгоритм.

Принцип «Не верю. Докажи!»

Этот принцип вообще-то должен быть основным в школе. Мне кажется, задача образования к этому сводится — научить детей сомневаться, задавать вопросы, анализировать источники и доказывать.

В русском языке дисграфикам нельзя опираться на свое чутье. Оно у них слишком развито. Такие ребята действительно хорошо чувствуют язык. Они часто замечают тонкие грани и категории, с легкостью определяют, как возникло слово, видят связи, которые не видят другие. Но это поразительное свойство может сыграть злую шутку при письме. Принцип «Не верю. Докажи!» должен стать ключевым.

Сильные стороны

Ищем сильные стороны ребенка и опираемся на них.

Дисграфики — целеустремленные и упорные ребята. Эти черты характера, а также все плюсы, которая дает дисграфия, пригодятся в жизни намного больше, чем орфография.

Но мы так часто не замечаем хорошее в детях. Вот, например, диктанты. Из 80 слов 18 написаны с ошибками. А остальные 62 написаны-то верно. Ведь 62 больше, чем 18 в разы! Это достижение. А в следующий раз можно поставить цель написать без ошибок 63 слова.

Пожалуйста, верьте в детей!

Будьте на их стороне. Они правда стараются.

Если ребенок пишет с ошибками, не торопитесь его ругать. Возможно, у него дисграфия. Разбираемся, что с этим делать

Оксана Левченко,
филолог, преподаватель русского языка и литературы, монтессори-педагог, переводчик, редактор блога «Книжный шкаф детям»

©

Прочитайте также это:


Сохранить и поделиться: