Вот что действительно полезно развивать у ребенка дошкольного возраста.

Многие родители начинают учить детей читать и считать чуть ли не с пеленок. Однако в дошкольном возрасте важнее уделять внимание развитию психических процессов, ведь именно они станут основой успешного обучения в школе.

Об особенностях познавательных навыков и их развитии у детей в возрасте от 3 до 7 лет «Летидору» рассказал Андрей Баскаков, психолог Wunderpark International School.

Андрей Баскаков

Итак, вот на что следует обратить внимание, играя и занимаясь с дошкольниками.

Восприятие

Чем больше опыта накапливает ребенок, тем более разноплановым становится восприятие.

Кроме перцептивного восприятия, то есть восприятия цельного образа объекта, основанного на сумме ощущений, появляется апперцептивное: малыш на основе опыта способен связать объект с другими предметами и явлениями.

Предлагайте ребенку игры, требующие выявлять общие признаки у предметов и явлений.

А также объединять их в группы по этим признакам или определять, какой предмет в группе является лишним и почему.

В беседах с ребенком делайте акценты на общих и разных свойствах вещей.

Freepik.com

Речь

Овладение речью — длительный и непростой процесс. Дети усваивают значения новых слов и могут использовать их достаточно своеобразно. В возрасте 3-5 лет многие из них склонны к словотворчеству, которое следует поощрять.

Важно разговаривать с ребенком, задавать вопросы, требующие развернутых ответов, хвалить за любознательность и не оставлять без ответов его реплики.

В дошкольном возрасте словарный запас интенсивно растет. Но у малышей могут быть индивидуальные различия в этом вопросе, обусловленные условиями жизни и частотой общения с близкими.

К старшему дошкольному возрасту дети переходят от ситуативной речи к контекстной.

Пересказывайте вместе с ребенком сказки, просите его рассказывать о том, как прошел его день, что было интересного.

Речь становится не только способом общения и мышления ребенка, но и объектом изучения, когда в 5-7 лет начинаются уроки письма и чтения.

Мышление

Дошкольник поэтапно переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а затем к словесно-логическому.

Как сделать развивающую среду для малыша из подручных средств

Малыши должны быть окружены игрушками с различными визуальными, тактильными и аудиальными (звуковыми) характеристиками, которые следует озвучивать ребенку: «Вот мячик, он красный, резиновый».

В старшем дошкольном возрасте формируется словесно-логическое мышление.

Старшим дошкольникам не стоит давать готовые ответы, иначе это лишит их стимула анализировать и формировалось причинно-следственное мышление.

Оно поможет восприятию временных и пространственных связей на следующем этапе развития.

Freepik.com

Память

В 3-4 года память непроизвольная. Дети запоминают то, что им интересно и вызывает эмоции. Со временем результативность памяти повышается.

С 4 лет с ребенком следует начинать играть в ролевые игры, например, магазин, где ему нужно запомнить список покупок, и в настольные игры.

Дошкольники лучше запоминают осмысленный материал.

Поэтому, заучивая с ними стихи, важно уделять внимание их пониманию, а не ограничиваться механическими повторениями.

Внимание

В младшем дошкольном возрасте внимание непроизвольное и зависит от внешних впечатлений.

К 5-6 годам ребенок может произвольно сконцентрироваться и удерживать внимание, переключать и распределять его между несколькими объектами.

Развитию внимания способствуют ролевые и настольные игры, конструкторы.

Старший дошкольник при поддержке взрослого способен выполнять неинтересное задание. После этого ребенка нужно похвалить и дать отдохнуть или заняться чем-то увлекательным.

Freepik.com

Воображение

У младших дошкольников воображение репродуктивное: дети только воспроизводят полученные впечатления и образы.

Со временем оно становится продуктивным, в нем происходит творческое преобразование реальности. В таком воображении уже активно участвуют мышление и память. Оно способствует познанию и развитию навыков планирования. А также выполняет аффективно-защитную функцию, помогая ребенку создавать воображаемые компенсаторные ситуации и справляться с негативными переживаниями.

Занимайтесь с ребенком различным творчеством, играйте в сюжетно-ролевые игры и позаботьтесь, чтобы он получал разнообразный опыт.

Необходимо помнить: дети развиваются постепенно.

Не надо «бежать впереди паровоза» и пытаться формировать у ребенка то, к чему он еще не готов. Это только отобьет желание учиться и приведет к низкой самооценке.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Поэтому заниматься нужно в игровой форме, учитывая возрастные и индивидуальные особенности малыша. И ставить перед ним следует те задачи, которые находятся в его зоне ближайшего развития — в области тех действий, которые ребенок уже может выполнять с помощью взрослых, а со временем и самостоятельно.

При подготовке к поступлению в 1 класс старшим дошкольникам важно расширять общий кругозор. А также убедиться, что они хорошо ориентируются в базовых понятиях: какое сейчас время, день, месяц, год и так далее.

Фото: Freepik.com

©