20130212-215335.jpgЯ часто думаю об идеальной ситуации для воспитания, скорее взращивания, ребенка. Что для этого нужно? Что важно в первую очередь?

1. Прежде всего, это осознанное родительство обоих родителей. Пара любит друг друга, чувствует и бережет. Женщина гибкая, душевная, теплая, без перегибов в истеричность, обидчивость и интриганство. Мужчина сильный, нежный, мудрый, без семейной лени и «будет, как я сказал». Каждый из них занимает свою нишу в семье. Женщина не играет мужские роли, мужчина не впадает в деспотичность или женскую пассивность. Кто же глава семьи? А в их семье нет такого понятия. Там нет власти, поэтому там не надо управлять. Созидают и несут ответственность оба, каждый чувствуя и себя, и своего супруга. Это, конечно, очень сложно. У нас мало таких примеров перед глазами и легче сползти на субординированный патриархат или истеричный матриархат. Но надо учиться. У нас всех есть возможность построить такие отношения у себя дома.

(Из моих разговоров со старшим сыном: женщина принимает в день десятки решений и многие из них судьбоносные. Она выходит замуж, ежедневно строит отношения, носит ребенка, думает, мечтает, говорит, делает, — и всем этим формирует судьбу своего малыша. Она его рожает. Кормит или не кормит грудью. Целует, понимает, чувствует или не чувствует. Плюс еще миллион других тем. Это и финансовые расходы, и детские занятия, и ежедневное воспитание ребенка. Мужчина же — платформа для всего этого мира, который крутится во многом без него, пока он на работе. Но не будь его, ничего бы не вертелось. Не люби он свою жену, она бы не имела той опоры, которая помогает ей творить и созидать. Самое главное решение для мужчины — выбор женщины. Женщина делает судьбоносный выбор чуть ли ни каждый день. У них очень разные цели и задачи, и если они не путаются и осознаются обоими, как легко разрешаются любые ситуации в такой семье. Если они спутаны, нет единого понимания, это каждый раз будет напоминать о себе и мешать из счастью.)

 

2. Ежедневный душевный труд этой пары. Где бы ты ни был, тебе всегда есть куда двигаться и что делать. Лучший пример своему ребенку — это не состоявшийся родитель, имеющий и духовную, и материальную базу для его взросления. Лучший пример — это родитель, работающий над собой, двигающийся в процессе своей собственной эволюции по всем направлениям. Увидеть своими глазами изменения взрослого в лучшую сторону от бросания курить до изменения отношения к другим людям — это, пожалуй, бесценнейший опыт для ребенка.

3. Наличие более старших взрослых, которые понимают, поддерживают, делят быт с молодой семьей. Так называемая, большая семья. Бабушки-дедушки, тетя-дяди. Близкие по крови люди становятся и близкими по духу.

4. Наличие более широкого круга общения с теми же жизненными ценностями и разнообразными интересами, внутри которого много разновозрастных детей, живущих в одной системе координат. Такое общение (у детей с детьми, у взрослых со взрослыми, у взрослых с детьми) очень облегчает процесс воспитания. Ребенку сразу видно, что мамины слова и просьбы — это не просто слова, а уже естественный образ жизни для его более старших друзей. Он начинает ориентироваться не только на папу и маму, но и на друга, дядю, двоюродного брата, мамину подругу, и все эти люди своим примером в итоге приводят ребенка к единому руслу, в котором ему и должно быть. Это можно назвать своего рода общиной, где близкие по духу люди живут и растят своих детей вместе, помогая друг другу и поддерживая друг друга.

5. Наличие детского сада, школы, кружков и спорта с людьми того же мировоззрения. Это еще более широкий круг. Но он тоже важен. Он влияет на ребенка, часто ломает его в угоду своему удобству. Часто привлекает своей вседозволенностью. Ведь там ответственность размыта: Можно плюнуть на асфальт, бросить бумажку и никто не поругает. Из таких шагов вырастают более тяжелые.

Каждый день думаю о том, как важно иметь такой круг, такую школу, где учительница, чувствуя ситуацию, будучи на волне с родителями ребенка, вносит свой адекватный вклад в его формирование. Знания дать не так сложно. А вот уметь посмотреть, уметь сказать, уметь почувствовать, что-то не упустить, что-то специально не заметить — это искусство. Речь идет об обществе, не равнодушном, адекватном, дающем каждому право на созидательное самовыражение.

Что из этого есть у наших детей? Что можно изменить, восполнить? Что восполнить не удастся? Почему? Это мои вопросы. Себе самой. Вам. Давайте подумаем.

источник

©