Что почитать родителям и во что поиграть с ребенком.

Занятия с нейропсихологом эффективны лишь при соблюдении всех рекомендаций. И одна из самых главных: регулярность. Как родители могут поддержать ребенка и чем могут заниматься с ним самостоятельно, чтобы развивать его мозг, поговорили с  нейропсихологом, нейролингвистом и клиническим психологом с 15-летним стажем Светланой Евгеньевной Филатовой. 

 

 3 книги родителям о  нейропсихологии детей: 

А.В.Цветков “Нейропедагогика воспитания”

М.М.Безруких “Как наблюдать за развитием ребенка”

Т.Г.Визель “Ребенок и его развитие”.

 Приставка “нейро” — это модный маркетинговый ход.

— Сейчас стали очень модными всяческие нейропсихологические тренажеры чтения, письма и так далее. Как Вы к ним относитесь? Они нужны нейротипичным детям? Не могут ли они нанести вред, если заниматься ими бесконтрольно, просто чтобы улучшить показатели?

С.Ф.: В целом нейтрально отношусь. Для большинства из них приставка “нейро” — это модный маркетинговый ход. При разумном и дозированном применении вреда они не нанесут. Но выраженного эффекта только от них одних ждать не стоит. Ни один тренажер не заменит специалиста. Неуместное использование тренажеров и вовсе может быть вредным. Не всегда и далеко не всем детям показана усиленная работа и тренировка каких-то навыков. Иногда гораздо полезнее будет пойти погулять, поиграть с мячом, попрыгать через скакалку. А вот как дополнительный материал для занятий в разумных пределах применять можно.

Наши старые добрые классики, резиночки, скакалки, мячи — это нейропсихологические игры.

— Какие нейропсихологические игры Вы можете посоветовать родителям для ежедневных игр.

С.Ф.: Это зависит от возраста ребенка. Для разных возрастов свои рекомендации.  Но абсолютно для всех будет важным движение и пребывание на свежем воздухе. Наши старые добрые классики, резиночки, скакалки, мячи — это нейропсихологические игры. Познание окружающего мира в безопасной ситуации для малыша — это тоже нейропсихологическая игра.

Вообще, главное играть. Игра сама по себе очень развивающее занятие. Шашки, настольные игры,  конструкторы,  головоломки,  поделки из природных материалов, рисование,  — всё служит для формирования высших психический функций, способствует продуктивной работе головного мозга. Важно, чтобы это приносило радость, способствовало общению и личному взаимодействию с членами семьи и друзьями.

— Правда ли, что вся нейрогимнастика эффективна только при ежедневных занятиях, и если просто ходить раз в неделю к нейропсихологу, то это бессмысленно?

С.Ф.: Нейрокоррекция — это далеко не только нейрогимнастика. Иногда коррекция и вовсе возможна без сенсо-моторных упражнений. Да,  двигательным упражнениям отводится большое значение в нейрокоррекции. Через доступную ребенку форму — движение — мы формируем высшие психические функции, учим самоконтролю, тренируем внимание и т.д. Но есть большой пласт упражнений, которые совсем не напоминают гимнастику.

Что касается ежедневного выполнения, то не может быть одного рецепта для всех. Коррекционный режим может быть разным. Кому-то, действительно будет необходима ежедневная отработка всего комплекса упражнений.  Но главное делать это правильно, а не кое-как. Иначе это будет не эффективно.

Другим вариантом будет выполнение домашнего задания, но это будут не те упражнения, которые выполняются на занятиях. А иногда дети обходятся и вовсе без домашней работы.  Но тогда режим занятий раз в неделю будет недостаточным.  При занятиях со специалистом раз в неделю большая работа ляжет на плечи родителей. И это требует высокого уровня мотивации и дисциплины. Мало кто из родителей и детей может длительно продержаться в таком режиме.

Важно придерживаться рекомендаций специалиста для конкретного ребенка.

Любые регулярные занятия с ребенком не бессмысленны. Даже если и раз в неделю. Но нужно понимать, что результат может быть разный, от минимального до достаточно выраженного.

// Вопросы: Людмила Чиркова 

©