Тема патриотизма и патриотического воспитания в России очень популярна на ВО, и почему так — понятно. Даже более того, было бы странно, если бы это было иначе. Но данная тема обсуждается не только читателями и авторами ВО, но и учеными вузов РФ, вот только свои материалы на эту тему они несколько иначе оформляют и публикуют в других, «своих» изданиях. Однако у меня есть счастливая возможность познакомить читателей ВО с некоторыми статьями известных мне авторов по этой теме. Одна из них принадлежит моей коллеге О.В. Милаевой, доценту кафедры «Философия и социальные коммуникации» Пензенского госуниверситета. Она автор ряда серьезных научных статей и учебных пособий по политологии, ну, а пирамиды – материалы, которые также публиковались здесь на ВО, – это одно из ее профессиональных хобби.

В.Шпаковский

Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»» [1] общественное мнение и СМИ сразу же назвали попыткой возрождения пионерии. Дополнительную символическую коннотацию обеспечила и дата подписания указа: она совпадает с Днем основания Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи (ВЛКСМ), а также изданный в начале октября 2015 года закон о возрождении в стране физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Укрепляют такую уверенность и высказывания высших государственных чиновников, например, министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, заявившего в ходе выступления в политологическом Кеннановском институте в Вашингтоне, что новое движение должно создаваться с учётом опыта пионерского и комсомольского движения в СССР [2].

Встает вопрос – перед нами попытка возрождения такого фрагмента советской действительности, как государственная централизованная и контролируемая система воспитания детей и юношества в интересах государства? Однако сразу же озвучивались базовые отличия новой общероссийской организации школьников от советских аналогов: добровольное вступление, деидеологизация, аполитичность. Иными словами, новое движение патриотизм, уважение к старшим, ответственность, товарищество и прочее воспитывать будет, а вот борцов с мировым империализмом и революционеров – нет. Напротив, будет прививать правильные государственные ценности, что снова ставит вопрос об идеологии этих «правильных ценностей».

Отметим, что детско-юношеские движения и организации, ставящие целью объединение подрастающего поколения, социализацию детей, занимающиеся их дополнительным образованием и досугом, помогающие развитию патриотизма, прививающие интерес к истории, обучающие дополнительным навыкам — это не только российская или советская практика. В США и в ряде стран ЕС существуют похожие движения, называемые «скаутскими», и в России сейчас существуют десятки, даже сотни детских организаций разного масштаба, которые занимаются на бюджетные или частные средства волонтерской работой, организацией праздников, помощью ветеранам, патриотической работой, то есть имеют свою узкую направленность, привлекают молодежь по интересам.

Но, видимо, российским законодателям недостает возможностей тотального «учета и контроля», а, возможно, имелось целью продемонстрировать «заботу государства о детях», поэтому и был дан властный импульс для систематизации воспитательной работы со школьниками, выразившейся в создании общероссийской инициированной и управляемой «сверху» организации.

Законодатель уверен, что движение создается «в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей». В указе Президента говорится о воспитании детей в духе патриотизма и формировании у них ответственности на основе нравственных ценностей. При этом удивляет сам факт попытки внедрения некоего общего ко всем подхода, в то время как принятые федеральные стратегии образования и воспитания направлены на индивидуализацию и дифференциацию школьного образования.

Указом Президента в общих чертах определена структура будущей организации. Выглядит она следующим образом:
1. Высшим органом управления является съезд, созываемый по решению координационного совета.
2. Руководство осуществляется председателем и двумя сопредседателями, избираемыми на три года.
3. Федеральное агентство по делам молодежи обеспечивает руководство и представительство.

Согласно указу, учредитель организации, агентство Росмолодежь, в перспективе должно обеспечивать представительство в координационном совете «Российского движения школьников» и через этот совет принимать участие в формировании основных направлений деятельности организации. Также оно будет оказывать поддержку в реализации целей движения, контролировать выполнение возложенных на организацию задач. При Федеральном агентстве по делам молодежи планируется создать Российский детско-юношеский центр, который обеспечит взаимодействие региональных представительств с организацией и заинтересованными федеральными, региональными и местными органами власти.

В свою очередь, Правительство РФ должно утвердить порядок предоставления субсидий «Российскому движению школьников» и Российскому детско-юношескому центру. До 31 марта следующего года российское правительство должно определить список передаваемого организации имущества.

Такая решительность и оперативность в проведении в жизнь идеи, изложенной в указе, казалось бы, должна быть обусловлена предварительным широким обсуждением, согласованием на всех уровнях, и мощной поддержкой общественности. Да, в поддержку необходимости создания общероссийской системы воспитания, ориентированной на привитие патриотизма и гражданских ценностей, высказались представители четырех ведущих фракций Государственной Думы РФ.

Однако отметим, что этот указ стал для многих высших чиновников неожиданностью. Министерство образования и науки в первый момент не могло объяснить механизмов реализации указа Президента, социальный блок кабинета министров назвал указ исключительно инициативой администрации Президента, источники в правительстве РФ усомнились в возможностях широкого финансирования этого движения в условиях политики жесткой экономии и сокращении средств, выделяемых на развитие бюджетной сферы [3].

Единодушия в положительной оценке перспектив внедрения президентского указа не наблюдается и в обществе. Результаты опросов Фонда «Общественное мнение» выявили различное отношение социальных групп к этой организации, но ведущая тенденция – это снижение процента сторонников «Российского движения школьников» в соответствии с повышением уровня дохода и уровня жизни респондентов. В основном, поддерживают идею создания «Российского движения школьников» люди старшего возраста, со средними доходами и в небольших городах (до 250 тыс.). Противников вдвое больше среднего среди молодых, а также людей с высокими доходами и москвичей. Полагают, что их дети захотят вступить в такую организацию 45% опрошенных, что не захотят – 19%, при этом 31% респондентов затруднились ответить. Среди противников доля выше среди молодых (25%, среди молодежи с высшим образованием – 33%) и людей с хорошим материальным положением (27–28%) [4]. Социально-демографический портрет сторонников общероссийской школьной организации подозрительно напоминает социально-демографические характеристики некоторых кластеров электората действующего Президента РФ, что вероятнее всего свидетельствует о начале его политической мобилизации в связи с предстоящим избирательным процессом, который в предыдущий период, как известно, прошел не без осложнений.

Очевидно, что в сложном и стратифицированном обществе, уже не может быть единой идеологии воспитания, которую разделяли бы верующие и атеисты, либералы и патриоты, живущие за чертой бедности и «креативный класс»… Да, за последние 15 лет в общественном сознании заметно обесценивались такие понятия, как «нравственность», «долг», «совесть». Наблюдается заметная деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей, что, безусловно, переводит вопрос о воспитании молодежи в разряд стратегических. Но на базе чего, какой идеи будет «Российское движение школьников» решать такую масштабную проблему, как деформация ценностных основ мировоззрения молодых людей в отношении современного морального климата? Какая новая шкала и иерархия ценностных ориентиров предлагается? Какая педагогическая система?

В педагогической практике в XX веке существовали идеи А.С. Макаренко, который предлагал объединение детей через производительный труд; И.П. Иванова, взявшего на вооружение идеи гражданской заботы и самоуправления; «воспитание красотой» и раскрытие творческого потенциала в системе В.А. Сухомлинского. И работающие детско-юношеские организации используют эти подходы, индивидуально и дифференцированно. Нужна общая интегрированная система педагогических практик? Или новая система управления?

Поиск духовных скреп (присущих российскому обществу ценностей, которые, по мнению самого общества, отсутствуют или деформированы) и патриотизм заявлены в Указе о создании «Российского движения школьников» как основные ориентиры.

Но какие же общие ценности присущи российскому обществу? Мы уже привыкли слышать о моральной деградации российского общества, ценностном кризисе. При этом статистические и социологические исследования фиксируют удивительный парадокс: системную моральную деградацию современного российского общества, обладающего, однако, устойчивыми традиционными ценностями (семья, религия, достижение внутренней гармонии, а не карьерные устремления, коллективизм и пр. сохраняются) [5]. При этом 73% молодежи и 80% старшего поколения уверены, что современная молодежь мало интересуется историей и культурой своей страны, ориентирована, преимущественно, на западные ценности. Согласно опросу Института социологии РАН, уже 55% молодых людей (т. е. большинство) готовы переступить через моральные нормы, для того чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи считает приемлемыми проституцию, обогащение за счет других, неуважение к людям, пьянство, дачу и получение взятки, аборт, супружескую измену. Самой приемлемой из указанных аморальных практик для россиян является практика сознательного обмана кого-то для достижения своих целей [5]. Как видим, в российском обществе можно признать «присущими всем», универсальными, разделяемыми всеми, только негативные поведенческие модели. А молодежь активно включена в поле неправовых и социально не одобряемых взаимодействий, при этом толерантность к таким практикам у молодых выше, чем у старшего поколения.

Патриотизм сегодня, как краеугольный камень воспитания гражданина любого государства, усиленно пропагандируется всем государственным аппаратом (особенно на фоне ряда внешнеполитических акций и дипломатических заявлений), эту идею эксплуатируют многочисленные движения, инициативы, партии, объединения и т.д. Как ни прискорбно, но патриотизм стал прибыльным трендом, а толкование этого понятия разнится в зависимости от конкретной задачи пропагандиста.

Как пример удивительной трансформации представлений о патриотизме приведем некоторые высказывания участников круглого стола «Патриотизм на продажу: как торговать патриотизмом и внедрять его в массы», состоявшемся 23 июня 2014 года в DI Telegraph [6] (организаторы круглого стола — Генеральная дирекция международных книжных выставок и ярмарок и проект Bookmate). Отметим, что мнения участников дискуссии о патриотизме носили, конечно, разноплановый характер, несмотря на провокационное название. Но общественный резонанс получили высказывания протоиерея Всеволода Чаплина – председателя Синодального отдела Московского Патриархата и главы правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева. Заметим, что это представители структур, которые сегодня в России (светском государстве) получают все больше возможностей влияния на молодежь со школьной скамьи, придвигая свое видение патриотизма, основанного на консервативных идеях «православия-самодержавия-народности». Неприемлемо резкими выглядят призывы о необходимости отстреливать «либеральную сволочь» в исполнении главы Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева. Сомнительной представляется и его трактовка патриотизма: «Мне кажется, патриотизм в первую очередь должен быть эффективным. То, что востребовано в обществе, то и должно «коваться»: отличного качества и фильмы, и литература, и даже компьютерные игры, основанные на исторических событиях. Есть спрос на военную тему, все остальное, на мой взгляд, вторично: освоение космоса, победа над природой, трудовой подвиг – всё это вещи достойные, но они сами по себе патриотизм не способны породить») [7].

О неизбежности силового конфликта цивилизаций высказывался протоиерей Всеволод Чаплин: «Диалог цивилизаций, который мы предлагали последние 15-20 лет, был отвергнут. Возникает конфликт цивилизаций… Значит, от необходимости отвечать на это силовое утверждение определённой системы ценностей мы не уйдём. Конфликт неизбежен»…И приоритеты РПЦ с точки зрения отца Всеволода тоже, конечно, «способствуют» патриотическому воспитанию: «Если завтра в Киеве скажут, что эта страна включает в Конституцию христианство как основу общественного устройства и христианские ценности как основные, для меня эта страна станет важнее, чем Россия») [7].
И это не единичное высказывание В. Чаплина. Та же точка зрения, но еще более радикальная, подходящая в большей степени исламскому фундаменталисту, им озвучена в недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы» 30 ноября 2015. Позволим себе привести пространную цитату: «…Мы начали отступать с Карибского кризиса…Потом это происходило много раз, в разных контекстах, особенно в контексте европейском…Нам нужно и можно было настоять на своем… И сейчас, как мне кажется, отступать больше некуда — позади Москва в прямом смысле этого слова. И поэтому сегодня нужно в какой-то момент ясно сказать «нет»: мы или не будем жить никак или не будем жить по тем правилам, которые навязываются нам извне кем бы то ни было… Сегодня была проявлена воля, это хорошо, раскрытие дремлющих сил народа, такое же, как в 41 году, такое же, как в противостоянии нацизму. Это единственное, что может заставить Россию двигаться вперед. Нам скучно, многие устали, многие чувствуют несправедливость, бесперспективность жизни. Нам нужен новый драйв, не хватает его, мы все-таки народ-воин» [8].

Это высказывания иерарха церкви, представляющего ее официальную позицию? Православного фашиста? Всадника апокалипсиса? Невольно можно порадоваться, что во времена Карибского кризиса проблему решали католик Кеннеди и атеист Хрущев.
То есть патриотизм в умах молодежи, по мнению некоторых представителей популярной сегодня православной идеологии, предполагается воспитывать на негативной основе, по принципу разделения на «своих» и «чужих». Возможно, так воспитывается националист и экстремист, но с меньшей вероятностью патриот.

Настоящий патриотизм возможен тогда, когда страна строит понятное и позитивное будущее, когда каждый член общества востребован, ему находится место в этой системе. Что же предлагает молодежи существующий социально-экономический строй: неравенство в распределении доходов, неравенство в потреблении, социальную несправедливость, невозможность для 60% молодых людей быть трудоустроенными по специальности, расти как профессионал, обеспечивая благо страны, армию как наказание, увеличение доли малоимущего населения, увеличение доли платного образования и, как следствие, закрытие для части населения социальных лифтов, невероятный рост коррупции… список можно продолжать. В этом контексте воспитание позитивного патриотизма, конечно, невозможно, поэтому идея «маленькой победоносной войны» и формирование образа внешнего врага становятся основными инструментами объединения народа. В таком контексте патриотизм становится опасной технологией радикализации общественного мнения.

Прививать нравственность и патриотические ценности молодежи организация «Российское движение школьников» будет под руководством Федерального агентства Росмолодежь, которое, как нами выше отмечалось, является официальным учредителем. Ранее агентство возглавлялось С. Белоконевым, карьеру которого в этой организации постоянно сопровождали скандалы по поводу махинаций с госзакупками и распределения средств, Следственным Комитетом проводились проверки в связи с организацией форума «Селигер» (как и в отношении предыдущего руководителя В. Якеменко). Отметим также, что агентство замечено в скандалах не только в связи с нарушением процедуры размещения госзаказа, но и хищением и вымогательствами. Так, Национальный антикоррупционный комитет (НАК) обратился к Следственному комитету и Генпрокуратуре с просьбой провести проверку деятельности руководства Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). В 2013 году в Брянской области руководство «Центра молодежных инициатив» добивалось возбуждения уголовного дела по факту мошенничества в особо крупных размерах со стороны руководства Росмолодежи.

Тем не менее, государственное финансирование подобной организации продолжает расти. В 2009 году на реализацию госконтрактов Росмолодежь получила 588 млн. рублей, в 2010 — 430 млн, в 2011 — 523 млн рублей. Немалая часть государственных средств тратилась на движение «Наши». С каждым годом росли траты на форум «Селигер», который поначалу проходил под эгидой движения «Наши», а потом стал проектом Росмолодежи, — от 1,5 млн. в 2007 году до почти 300 млн. рублей в 2014 году (70% от бюджета агентства). В проекте бюджета на 2016 год, который утвердило правительство, для Росмолодежи предусмотрено 879 млн. рублей. При этом руководство агентства еще в прошлом году отказалось от проведения «Селигера» (вместо него был открыт ряд региональных форумов). Комитет Госдумы по спорту и делам молодежи рекомендовал выделить Росмолодежи дополнительные 1,2 млрд рублей, говорится в заключении комитета по проекту бюджета на 2016 год. Принять поправки в бюджет депутатов попросило само ведомство. Половина из этих средств (680 млн. руб.), нужна ведомству для проведения федеральных молодежных образовательных форумов «Территория смыслов», «Балтийский Артек», «Таврида» и «Итуруп». Эти лагеря позволяют «разъяснить аудитории смысл государственной политики». Еще 367,6 млн. руб. Росмолодежь попросила для финансирования подведомственных организаций — Роспатриотцентра, Российского центра содействия молодежного предпринимательства, Международного молодежного центра. Бюджет на создание движения школьников окончательно пока не определен, но, вероятно, он также будет значительным в расчете на то, что этих денег достанет не только для патриотического воспитания школьников, но для антикоррупционного воспитания руководства Росмолодежи.

В заключении отметим, что невозможно просто взять отработанный шаблон, исключив из него основу, то есть идею или идеологию, вокруг которого он строился, а в данном случае это коммунистическая идеология, и перенести его на современную почву, декларируя создание деидеологизированной организации. В лучшем случае получится выстраивание централизованной организации, что непременно породит бюрократические рецидивы, карьеризм и цинизм. И для молодых карьеристов появится еще один социальный лифт. В худшем, но уже ставшим для России традиционным случае, реализация этой идеи в общероссийском масштабе повлечет за собой изъятие колоссальных для дефицитного бюджета средств с сомнительной схемой их освоения, которую деидеологизированное и прагматичное российское общественное мнение называет просто – «распил бюджетных средств». И считает самым доходным видом бизнеса.

Источники:
1. Официальный интернет-портал правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012015102900…
2. Ливанов заявил, что у «Российского движения школьников» не будет идеологии http://govoritmoskva.ru/news/58270/
3. Путин своим указом возродил пионеров, создав «Российское движение школьников» http://www.newsru.com/russia/29oct2015/pioner.html
4. О «Российском движении школьников» http://fom.ru/Obraz-zhizni/12394
5. Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения/Сост.: Комиссия Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественный совет Центрального федерального округа https://www.miloserdie.ru/pic/36009_Aton_all_A4_screen.pdf?8…
6. Многофункциональный центр в здании Центрального телеграфа. Коворкинг, где создаются прогрессивные IT-проекты и проводятся конференции и образовательные события для творческих и технологических сообществ http://ditelegraph.com/
7. Сайт политической консервативной мысли «Русская идея». Патриотизм на продажу http://politconservatism.ru/forecasts/Patriotizm+na+prodazhu…
8. https://www.youtube.com/watch?v=VW9dZ6SAQMg

Автор: К.и.н., доцент ПГУ Милаева О.В.

©