
фото из открытых источников
Какие сказки читать?
Для маленького ребёнка 1-2 года или для ребёнка постарше, но с проблемами развития, когда затруднено понимание речи (алалия с сенсорным компонентом, иногда РАС) или есть сильный дефицит внимания лучшими считаются кумулятивные сказки.
За заумным словом «кумулятивные» скрываются всем известные древние, народные сказки типа «Курочки-Рябы», «Репки», «Колобка». Кумулятивными они являются потому, что рассказ кумулируется (накапливается) и разрастается от персонажа к персонажу:
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут… и.т.д.
Как видите, слова в сказке многократно повторяются, а сюжет очень бедный и фактически с каждым шагом наполняется только новым персонажем. Для нас, взрослых, это может быть скукота, но для маленького ребёнка подобная сказка идеальна потому, что:
👉 Очень легко следить за сюжетом, поэтому меньше шансов, что ребёнок запутается в персонажах, перестанет понимать что вообще происходит и выключит внимание;
👉 Бытовой сюжет — если не всё, то многое в этих сказках ребёнок встречал наяву, а значит ему легче будет переварить информацию;
👉 Много повторяющихся слов, есть своеобразная ритмичность, как в стихах — тренируется словесная память;
👉 Несмотря на лёгкость сюжета, от ребёнка всё равно требуется удерживать внимание, включать фантазию, представляя себе персонажей и их действия, устанавливать причинно-следственную связь между событиями и действиями персонажей.
Кумулятивные сказки попроще: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», стихотворение «Дом, который построил Джек».
Кумулятивные сказки посложнее: «Лубяная избушка», «Три медведя», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко».
Как сказки развивают речь?
Для родителей не всегда это очевидно, но пока ребёнок не говорит, сказки развивают у него словарный запас, внимание к речи и её понимание.
С появлением хотя бы небольшой активной речи у малыша можно обнаружить интересную вещь. Лёва очень любил сказку «Колобок» и постоянно просил её почитать. Однажды, честно скажу, мне надоело уже раз в сотый читать одно и тоже и я попросила сына самостоятельно, по картинкам, рассказать «Колобка». Оказалось, что Лёва, который только-только с трудом пополам начал складывать предложения, мог наизусть, без какого-либо принуждения, развернуто рассказывать эту сказку.
Собственно, именно так и работает развитие активной речи сказками. Обычно из только начавшего говорить ребёнка любое слово клешнями тянешь, требуя то сказать, то повторить что-нибудь. А здесь ребёнок САМ хочет говорить и делает это, практикуясь и учась правильно высказываться.
А если ребёнок не хочет слушать?
На самом деле это очень частая проблема среди детей с проблемами развития, особенно, если страдает понимание речи. Бывает такое и у нормально развивающихся малышей с плохим вниманием и гиперактивностью.
Что делать тут? Единого рецепта тут нет, но есть ряд рекомендаций, которые увеличат ваши шансы на успех:
📚 Идеальное время для сказки — перед сном. Если у ребёнка есть чёткий ритуал на укладывание, обычно к этому моменту он успокаивается, укладывается и вам не надо будет бегать за ним с книгой;
📚 Не надо тараторить, словно бы хотите поскорее отделаться. Читайте медленно, разборчиво. Если у ребёнка сложности с пониманием речи, можно упрощать чтение, пропуская не важные для сюжета слова;
📚 Надо стараться читать выразительно, с эмоциями. Для нас, взрослых, это всё кажется ерундой. Некоторые даже стесняются это делать, боясь показать несерьёзными. Но именно на эмоциях и впечатлениях строится внимание маленького ребёнка — у вас будет больше шансов, что ребёнок заинтересуется и послушает;
📚 Каждого нового сказочного персонажа желательно наделить собственным выразительным голосом. Так вы упростите ребёнку задачу понимания того, кто в сказке сейчас что-то говорит или делает.
Кроме того, этот простой приём неплохо развивает артистичность и эмоциональную сферу самого ребёнка. Когда малыш сам начнёт пересказывать сказки, он будет копировать вас, в том числе повторяя за вами интонацию, мимику и изображая эмоции.
📚 Используйте дополнительные материалы — книжки с качественными, яркими картинками и театры.
Визуальное подкрепление, как правило, очень хорошо работает, когда ребёнку скучно просто слушать сказку или есть проблемы с пониманием обращённой речи.
Читая книжку с картинками, надо показывать ребёнку всё, что вы прочитываете. Говорите «Дед» — показываете деда, «Баба» — тут же показываете бабушку. Слушание тут же подкрепляется визуальными подсказками, в результате ребёнок не перенапрягает внимание и ему интереснее вас слушать, так как он не теряет нить повествования.
Бывает так, что даже саме красивые книжки с картинками не работают. И тут на помощь может прийти театр. Например, ниже пример театра для сказки «Репка» — выставили декорации, рассказываете сюжет и добавляете нового персонажа по ходу сказки.

фото из открытых источников
Если добавлять будет малыш, ему будет ещё интереснее — он будет заинтересован слушать то, что вы говорите, чтобы вовремя включить нового персонажа. Этот же театр можно затем использовать и для того, чтобы ребёнок сам рассказывал сказку.
Материал для театра можно сделать самостоятельно — в интернете многие картинки легко ищутся по запросу «картинки для детского театра сказок».
Если не хотите заморачиваться, можно купить готовые решения — ищутся по запросу «Магнитный детский театр».
Кстати, в сочетании с театром, у кумулятивных сказок появляется ещё одна полезная функция — ребёнок получает готовый сценарий для сюжетно-ролевой игры, что развивает эмоционально-волевую сферу, которая нередко отстаёт у детей с проблемным развитием.