Как научить необучаемого

Добрый день, я Ольга, логопед, дефектолог, поведенческий аналитик, мама четверых детей. На своем канале рассказываю о своем опыте работы с детьми сложных категорий. Мне модно задать вопрос на эл. почту ollivaria79@gmail.com

 

Для того, чтобы ребенка чему-либо научить (все равно чему), взрослому необходимо занять позицию учителя. Да, что-то происходит само. Ребенок обучится сам тому, к чему у него есть интерес, и что легко дается, и для этого взрослому не обязательно вообще быть, и не обязательно быть учителем. Но для того, чтобы учить трудному, учить тому, в чем ребенок неуспешен — придется занять позицию главного. 

 

Я сейчас говорю о детях с трудностями в обучении. Трудности на то и трудности, чтобы ребенок не жаждал вновь с ними столкнуться. Да, можно на эмоциях вызвать звуки в игре у неговорящего ребенка. Но с этими звуками нам надо идти дальше, и лепить из них слова, а потом и предложения, и тут мы можем упереться и часто упираемся в то, что мотивация ребенка закончилась. Ребенка вполне можно понять — мало кто из нас рвется изучать, к примеру, физику, которую мы плохо выучили в школе. Для того, чтобы мы все же физику учить взялись, нам нужна дополнительная мотивация, для чего-то нам эта физика может пригодится. Тогда да.

 

С ребенком на это рассчитывать не приходится. Взывать к сознательности безречевого ребенка восклицаниями «Как же ты в школу пойдешь?!» — бессмысленное развлечение. Ребенку нормально и так, он другой жизни не знает. Поэтому у нас только один путь — рассчитывать на его собственную мотивацию, расширять мотивационный репертуар и становиться самому мотиватором. Из человека, которого ребенок не замечает — становиться человеком, требования которого ребенок выполняет и делает это охотно. 

 

Как этого достичь. Да, в общем, рецепт достаточно прост. Берём интерес ребенка, добавляем к нему себя, тщательно перемешиваем)

 

Абсолютно любой, даже самый, казалось бы, бессмысленный интерес ребенка может стать для нас полезным. Открывает и закрывает ребенок дверь до бесконечности — встали рядом и развлекаетесь вместе с ним. Не вместо него, оттерев от двери. И не просто рядом постоять. А рука в руке вместе, например. Или слегка придержите дверь, дождитесь реакции ребенка. Иди наоборот, ускорьте ее движение. Понаблюдайте за ребенком — какое ваше действие ему понравилось, какое нет. Периодически повторяйте понравившееся .

 

Крутит ребенок перед глазами разноцветные ленточки? Сесть рядом и крутить тоже — нет, не вариант. Ребенку все равно, чем вы там на галерке заняты. А вот выдавать ленты по одной вы можете. И вас заметили .

 

Практически всегда привлекательны мыльные пузыри, пена для бритья, сенсорные коробки. Подумайте, как вы можете дозировать их применение, как вам стать источником удовольствия .

 

Прекрасны заводные игрушки, которые ребенок не может завести сам. Ему поневоле придется вас заметить как помощника в трудном деле. Самое главное на первом этапе — не торопить события!!! Ничего не просить!!! Просто помогать, просто давать, просто делать вместе .

 

Пища? Да, если ничего из перечисленного или не перечисленного особо не привлекает. Не будет работы без мотивации. Если ничего не нашли — будет пища. Маленькими порциями. Вы — источник удовольствия. Вы — главный даритель. Любящий, принимающий и ничего не просящий взамен. Вот задача первого этапа установления сотрудничества.

 

О ком я это все пишу? Да, в первую очередь о детях с расстройствами аутистического спектра. Именно они чаще всего не сотрудничают, не замечают взрослого, не выполняют инструкций, не учатся. Но не только они. Очень много детей с менее выраженными проблемами, например просто с задержкой речевого развития, которые очень трудны в обучении. Они не привыкли выполнять инструкции взрослого а привыкли рулить сами. И им точно также чужды высокие материи вроде будущей школы. И им точно так же, для того чтобы преодолеть трудности в развитии, в чем-то придется наступить на горло собственной песне и выполнять инструкции педагога. Нам придется их этому научить. Но для того, чтобы это сделать — временно нужно принять его роль солнца, вокруг которого вращается вообще все, и войти на его орбиту. 

 

Что делаем, когда мотивация найдена? Ограничиваем к ней доступ. Нам надо не чтобы ребенок наигрался, а чтобы, наоборот, хотел получить. И чтобы давали — вы. Контейнеры, высокие полки. И дома, и на занятиях !

 

Важный момент — не надо ничего прятать и скрывать. Вы играете в открытую и перед ребенком честны. Высоко, закрыто — но по первому намеку, выраженному абсолютно в любой форме — достали и открыли. Поиграл ребенок, переключился на другое — закрыли, убрали до его следующей инициативы. Цель — чтобы ребенок вас заметил. Не предмет! Вас .

 

Если это произошло, и уже вы — хозяин в доме, в кабинете, где угодно, хозяин добрый и всегда готовый к сотрудничеству, но — хозяин, главный, можно идти дальше. Куда и как — буду писать на канале. Но первый шаг уже сделан. Вас видят, вас учитывают, вы уже почти готовы обучать.

©