– А зачем мы мастерим стулья? – спросит мальчик на уроке труда.

– Чтобы научиться работать руками: этот навык очень важен мужчине в жизни, – спокойно объяснит учитель.

Появилась ли в этот момент у ребёнка цель стать достойным и уважаемым человеком? Скорее всего, выпиливать стул школьник продолжит только потому, что так надо.

Школьную программу детям преподносят как набор дисциплин, которые помогут что-то там развить, чтобы, возможно, это когда-нибудь и где-либо пригодилось. Конкретики нет, но кто, как не старшие, знают, что там в этой их взрослой жизни нужно уметь?! Так основной мотивацией становятся отложенные цели и – в довесок – чужие ожидания. А человек, даже маленький, по своей природе нуждается в понимании происходящего и ежедневном достижении крупных или крошечных, но целей.

 

Школьнику важно осознавать свой прогресс в обучении. Но не менее полезно знать реальное положение дел и родителям. Особенно тем, кто регулярно получает на вопрос «что нового в школе?» ответ «ничего». Пока тесты и контрольные ориентируют успеваемость детей на ФГОСы, разбираться, повезло ребёнку с пятёркой или он действительно разобрался в предмете, придётся родителям. Как? – Расскажем ниже.

1. Моделируйте ситуации для применения знаний

Взрослый учит английский, чтобы смотреть фильмы в оригинале, изучает анатомию, чтобы эффективнее тренироваться, выжигает по дереву, чтобы продавать готовые сувениры на ярмарке «хенд-мейда». Ребёнок же может и не догадываться, что приобретает на уроке навык, применимый в повседневной жизни; не осознаёт, как раз за разом растёт его мастерство. И всё, что спустя годы он знает о своём успехе, – это оценка в табеле.

Оценки не покажут практической силы навыка. Как и не испугает современных школьников позорное для наших старших родственников слово «второгодник». Ведь нужно еще «постараться», чтобы не перейти в следующий класс.

2. Оценивайте успех по мере достижения конкретных целей

Дети, которые поучились за границей, могут получить двойку по иностранному языку лишь за неразборчивый почерк. А некоторые отличники, знающие на зубок все факты о столице Великобритании, не объяснят туристу, как пройти к метро – налево или направо.

Предложите ребёнку выучить все мировые столицы. Возможно, в будущем он пришлёт вам по открытке из каждой из них. Пусть научится считать без калькулятора, сколько рублей нужно накопить на игрушку за $29. Выучить пару десятков глаголов движения в английском или 10 новых слов родного языка вместе с толкованием – тоже отличная идея. Такие цели наверняка приведут к хорошим оценкам, но вместе с тем будут измеряемы объективно.

 

3. Поделите процесс на этапы

В классических учебниках определить текущий прогресс по предмету можно по оглавлению. То есть так: «Допустим, дроби – это 3 главы по 5-7 параграфов. Класс только научился приводить к общему знаменателю, значит, до действий с десятичными дробями они доберутся через месяц». Но современные учебные пособия не демонстрируют этого наглядно. Почему так важны эти общие знаменатели для понимания всей темы и когда с ними снова придётся иметь дело – ребёнку неясно.

Интерактивные тетради, видео-лекции, мультики и комиксы – это близкие детям форматы, и отлично, если они могут нести образовательную функцию. Но любой процесс должен давать результат, а значит, имеет под собой конечную цель. Без понимания, как близко ребёнку до неё, оставаться заинтригованным изучаемой темой сложно.

4. Визуализируйте процесс обучения

Понятная шкала прогресса или ментальная карта не только сделают учебные цели очевидными, но и могут открыть ребёнку путь к его увлечениям или мечте. Неожиданно окажется, что решение уравнений про химические реакции поможет ему вырастить дома кристалл. А знания о полупроводниках пригодятся в конструировании собственного робота.

Элементы игры с уровнями и достижениями тем более заинтересуют учеников. Новая звёздочка за знание десяти фактов о Византийской империи мотивирует лучше перспективы того, что учитель похвалит эссе по истории. Объемные и сложные темы можно дополнять инфографикой. А шуточная медаль «укротителю параллелограммов» убережёт от ощущения, что геометрией школьника наказывают.

 

5. Говорите об успехах

Чтобы знать, насколько ребёнок приблизился к цели, он нуждается во внешней оценке. Но бесчисленные споры о вреде школьных отметок заставляют родителей бояться любых комментариев – перехвалить ни за что или отнять всякую мотивацию критикой.

Оставьте для оценивания хотя бы один положительный критерий: правильное решение, уменьшение количества ошибок, улучшение почерка. И выберите более широкую шкалу: проценты или баллы до 10. Так легче понять, каков максимум, и как его можно достичь.

Любые усилия – это труд. Незначительность и неясность смысла умственной работы справедливо вызовут у ребёнка желание заниматься чем-то другим. А ведь испытывать радость можно не только от развлечений!

©