Представьте: поздний вечер воскресенья, ваш ребёнок третий час сидит над плакатом по окружающему миру. На листе формата A3 нужно расположить как можно больше информации о животных Арктики. Все семья сидит в гаджетах и открывает первые ссылки в гугле, получается поверхностно и бесполезно.

 

Почему всё делается в последний момент, хотя о задании ребёнок знал всю неделю? Как приучить школьника к тому, чтобы делать работу вовремя? Почему школьные задачи настолько далеки от реальности?

 

На последний вопрос у меня нет ответа, но со всем остальным попробуем разобраться.

1. Помогите расставить приоритеты

Всегда оставляйте ребёнку право выбора и не старайтесь задавить его сроками и дедлайнами. Строгость — не единственный из возможных катализаторов работы. Стремитесь к тому, чтобы давать ребёнку навык, а не продавливать краткосрочные успехи через строгость.

Чтобы помочь расставить приоритеты, используйте распространённый подход к классификации дел по матрице Эйзенхауэра. Разделите все задачи по срочности и важности. Получится 4 зоны:

  1. Срочно и важно. Делаем прямо сейчас. Это, например, задания на завтра. Надо стараться избавляться от этих дел, как только они появляются. Постоянно сидеть в первой зоне не совсем верно: тут мало простора для развития и реальной учёбы и много причин для стресса.
  2. Несрочно, но важно. Стараемся делать всегда, когда есть время. Дела из этой зоны надо стараться делать самыми приоритетными. Здесь живут задания «не на завтра»: обычно они большие и интересные, к ним сложно подступиться.
  3. Срочно, но не важно. Ищем способ не делать, упростить или передать другому. Это могут быть глупые, «необязательные» задания или даже задания со звёздочкой: если оне не несут пользы и их не проверят, лучше не терять на них время.
  4. Не срочно и не важно. Стараемся не заниматься делами из этой зоны, если есть дела в других зонах. Это развлечения, способы отвлечься, игры и шалости.
 
Из четырёх зон и получается «матрица»
Из четырёх зон и получается «матрица»

Когда мы учимся быстро решать «горящие» дела, у нас постепенно освобождается время и желание браться за важные, но не срочные дела. Объясните ребёнку, что, делая срочное и важное как можно раньше, он получает гораздо больше времени на развлечения в будущем (и гораздо меньше поводов для волнения и бессонных ночей).

2. Учите фокусироваться на одной задаче

Дети, как, впрочем, и большинство взрослых, легко отвлекаются во время работы. Это нормально и продиктовано механизмом работы мозга: мы инстинктивно ищем способ получить приток гормонов счастья, в частности, допамина, и его куда быстрее получить от соц сетей, чем от домашних заданий.

В первом случае всё просто: разблокировал смартфон — читаешь сообщения и смотришь лайки. Во втором сильно сложнее: нужно вложить много труда, чтобы получить похвалу и почувствовать себя лучше.

 

 

Чтобы учить ребёнка фокусироваться, попробуйте использовать технику Помодоро. Это значит работать над одной задачей небольшими, но интенсивными отрезками и отвлекаться на отдых перед каждым следующим отрезком. Чаще всего используют такую схему: 25 минут работы над одной задачей, потом 5 минут отдыха. После 4-ого отрезка сделайте перерыв подольше.

Можно выбрать другую продолжительность, если у ребёнка получается работать дольше. Главное — используйте таймер и не превращайте весь день в расписание: прибегайте к технике только тогда, когда иначе сфокусироваться слишком тяжело.

3. Тренируйтесь в управлении временем вместе

У всех есть проблемы с тайм-менеджментом: мы опаздываем, не укладываемся в сроки, не оправдываем ожидания. Не бойтесь показать свои ошибки детям и обсудить их вместе. Или одновременно с ними использовать те же техники: делить дела по приоритетности через матрицу и работать по 25 минут.

 
Совсем здорово, если подходы к управлению временем дети смогут практиковать вместе со сверстниками
Совсем здорово, если подходы к управлению временем дети смогут практиковать вместе со сверстниками

Объясните детям, что навык «всё успевать» на самом деле складывается из двух важных половинок: «изо всех сил стараться успевать самое важное» и «специально не успевать ненужное». К тому же, учиться этому придётся всю жизнь.

Резюме

Если у ребёнка проблемы с невовремя сданными домашними заданиями, предложите ему поучиться управлять временем.

Во-первых, научите ставить приоритеты и быстро расправляться с «горящими» делами, чтобы оставалось время на «важное, но не срочное».

Во-вторых, помогайте им фокусироваться на работе. Заводите таймер на 25 минут, в это время следите, чтобы они работали над одной задачей. Потом — на 5 минут, в это время можно отвлечься и отдохнуть.

Не переборщите с контролем и покажите, что взрослые тоже несовершенны. Расскажите о своих проблемах с управлением временем и учитесь вместе.

©