Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Обучение – важный этап в жизни каждого ребёнка. Мы многие годы тратим на изучение нового, сначала в школе, потом в высших учебных заведениях. В этом процессе самую важную роль играет наша нервная система, наш мозг. Но часто бывает, что дети испытывают трудности и теряют интерес к учёбе, а став взрослыми, не имеют привычки познавать новое.

Как избежать такого замкнутого круга и с ранних лет приучить ребёнка учиться? Об этом мы и поговорим.

Как учится наш мозг?

Человеческий мозг создан для постоянного обучения. Биологически задумано, что способный к обучению индивид может скорректировать своё поведение вслед за изменениями в окружающей среде, а значит, имеет больше шансов на выживание, ведь мир вокруг нас постоянно меняется.

 
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

Механизмы обучения основаны на нескольких процессах:

  • образовании и закреплении новых связей между нервными клетками (нейронами). Это главный механизм усвоения и запоминания нового;
  • ослаблении существующих связей между нейронами на основе отрицательного обучения. Этот механизм работает в случае, если человек когда-то отравился креветками в одном ресторане и впоследствии опасается есть их вообще;
  • конвергенции (схождении) сигналов от зон и отделов мозга, обрабатывающих информацию, которая поступает по разным каналам. Так формируется полноценное представление об изучаемом предмете. Например, при обучении иностранному языку учитель пишет новое слово на доске и произносит его, задействуя слуховую и зрительную систему учеников;
  • приглушении «шумов» и каналов, передающих незначимую информацию для концентрации на том, что нам важно конкретно сейчас. Например, если мы читаем книгу в транспорте, мы автоматически «отключаемся» от того, о чём разговаривают люди вокруг.

Условия для обучения. Как их создать?

Как заставить ребёнка учиться? Как привить ему любовь к учёбе? Эти вопросы волнуют каждого родителя. А весь секрет в том, что заставлять никого не нужно, да и насильно, если говорить об учёбе, мил не будешь. Ребёнок должен осознать её ценность для себя лично, научить свой мозг постоянно учиться и получать от этого удовольствие.

 
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки

А для этого достаточно создать необходимые для обучения условия:

  • Развивать гибкость нейронных сетей. Быстрота и эффективность обучения зависит от того, насколько быстро нервные клетки мозга способны формировать новые связи между собой и разрывать старые и ненужные. Однако излишняя гибкость и большое количество нейронных связей тоже мешают: они не позволят новой информации прочно закрепиться и запомниться.

Для улучшения гибкости нейронных сетей важна физическая активность. Она помогает мышцам вырабатывать белок, который поступает в мозг и поддерживает нейронную пластичность.

  • Во время учёбы не должно быть сильных отвлекающих факторов. Если ребёнок две минуты пишет урок, потом пять минут смотрит в окно, а потом вообще вскакивает и бежит куда-то, это ему на пользу не идёт. В такие моменты его внимание беспорядочно скачет с предмета на предмет. Это затрачивает значительные ресурсы мозга, и чем чаще и бессистемнее происходят эти скачки, тем быстрее утомляется мозг. Поэтому важно научить ребёнка переключать внимание под волевым контролем. То есть ребёнок должен полностью сосредотачиваться сначала на одном предмете и игнорировать остальную информацию, а потом переключаться на другой, уже не думая о первом.
  • Будет правильным найти для ребёнка порог утомления – то время, в течение которого он может сосредоточиться на одном предмете. В перерывах нужно дать ему отвлечься и переключиться на что-то, не требующее напряжения: сыграть в короткую игру, дать прогуляться на свежем воздухе.
 
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
Фото: открытый источник Яндекс-картинки
  • Активно взаимодействовать с окружающей средой в процессе обучения. Наши навыки развиваются только под влиянием необходимости. Например, изначально мозг ребёнка не настроен на чтение слов, но если его этому обучать, он довольно быстро научится читать и вслух, и про себя. То же самое касается развития математических способностей: с помощью математики ребёнок постепенно учится представлять размеры и абстрактные числа.
  • Взаимодействовать с другими учениками. Совместное обучение активирует мозг ребёнка, повышает мотивацию, а также развивает социальные навыки и чувство нужности своей работы в коллективе. Оно способствует развитию эмпатии и умению слушать других.
  • Ребёнок при обучении должен испытывать эмоции. Эмоции и познание тесно связаны, что подтверждает анатомическое строение мозга. Вся полученная нами информация сначала проходит через эмоциональные зоны коры головного мозга, а уже потом достигает структур, отвечающих за аналитические способности. Для подключения эмоциональной сферы стоит перейти от передачи текстовой информации к визуальной, использовать больше картинок, рисунков и схем.
  • Поддерживайте правильный режим питания и отдыха ребёнка, чтобы его внутренние ресурсы не истощались. Установите строгий режим отхода ко сну. Телевизор, компьютер, смартфоны перед сном возбуждают детский мозг, отчего у ребёнка могут возникнуть проблемы с засыпанием. Поздний ужин также не способствует полноценному ночному отдыху. Кроме того, если ребёнок поздно ложится и рано встаёт, он будет хронически не высыпаться, что повлияет на его способности к обучению.

Зачем нам учиться?

Способности детей к обучению безграничны. Но очень часто взрослые, родители или учителя, не объясняют, как ими пользоваться. Поэтому так важно заложить этот фундамент любви ребёнка к учёбе. Стремление к знаниям ещё не раз окупится ему сторицей.

©