Эмоции детей — непосредственные и спонтанные. У ребенка забрали игрушку — он громко плачет, отдали — снова смеется, будто ничего не случилось.

Дети, особенно маленькие, не прячут и не сдерживают своих переживаний.

Поэтому вся их активность окрашена эмоциональными проявлениями.

 

Что такое эмоции?

С научной точки зрения, эмоции — это физиологическая реакция организма на события, людей, то есть на все, что окружает человека.

Эмоциональная реакция имеет свое «представительство» в гипоталамической области, то есть под корой головного мозга. А поскольку подкорковые структуры старые, до конца руководствоваться разумом над чувствами человеку не удастся.

Основные причины беспокойства ребенка

Как бы родители будущего первоклассника НЕ успокаивали его до школы, все равно тревога остается. Потому что это — не только объективная тревога, но и глубже — реакция на опасность.

А первый раз в первый класс — это событие, когда волнуются и родители, и дети. И, беспокойство родителей, влияет на состояние детей.

Поэтому, чем спокойнее родители — тем спокойнее дети.

Младенец имеет определенные переживания (он кричит, чтобы удовлетворить какую-то потребность — например, в еде), но еще не имеет чувств. Они сформируются впоследствии в процессе социализации и воспитания.

Ведь чувства образуются и развиваются на основе эмоций.

Иными словами, чувства формируются под влиянием окружения, морали, общественных норм (в частности, и религиозных), воспитания в семье. Комфортнее, свободнее там, где меньше ограничений и запретов и больше спонтанности.

Что нужно знать родителям

Ребенок (пока взрослые его этому не научат) еще не разделяет эмоции на «хорошие» и «плохие». Он проявляет их без внутренней цензуры.

Эмоции тесно связаны с поведением детей.

Бывает, говорят: «Боже, этот ребенок такой капризный!«. А что такое капризы? Часто это просто усталость или сильные переживания из-за стрессовых ситуаций в семье.

Поэтому важно понимать, какие потребности (или потребность) стоят за тем или иным поведением детей.

 

Возможно, ребенок вволю наигрался, устал и проголодался, и его нужно накормить. Или же он нуждается в отдыхе, скучает по маме в детском саду, и ему нужно внимание.

Если ребенок сердится, не стоит сразу говорить: «Ай-яй-яй, как плохо ты делаешь«. Стоит спросить: «Что случилось?». Или успокоить, в зависимости от ситуации. Ребенок расскажет (пусть громко!), отреагирует злостью (или оскорблением), успокоится и будет играть дальше.

Следовательно, не стоит блокировать переживания. Нужно конструктивно их проявлять, жить с ними в согласии. И тогда эмоции и чувства помогут детям творчески приспособиться к миру, познать себя и других, научиться преодолевать трудности и, наконец, быть самим собой.

©