Решать проблему с неуспевающими учениками чиновникам надо срочно – президент потребовал, чтобы Россия вошла в десятку лучших по качеству образования. Но результаты международных исследований неутешительные, а грядущие обещают быть еще хуже. Трудную задачу предстоит решить Минпросу и Рособрнадзору. Но решат ли?

Чиновники и эксперты провели совместное заседание, на котором обсуждалась проблема «двоечников». Они проанализировали результаты PISA, ВПР и других исследований и пришли в ужас: оказывается, каждый пятый школьник в нашей стране не справляется с программой по русскому языку и математике, а четверть всех школ слабые.

Что же делать?

Одним из направлений национального проекта «Образование» является проект «Школа равных возможностей: важен каждый ученик». Вот в рамках этого направления чиновники решили проводить адресную работу со слабыми школами и отстающими учащимися.

Каким же образом?

В первую очередь планируется выявить эти проблемные школы. Я думаю, это Рособрнадзору не составит труда. У ведомства есть большая практика по выявлению «слабых звеньев». Далее будут разработаны программы помощи таким школам, оказана методическая и финансовая поддержка. И на конечном этапе, разумеется, мониторинг, чтобы проверить, сдвинулось ли что-то с мертвой точки.

Как именно эта методическая помощь будет оказываться?

Эксперты разделились во мнениях: одни считают, что к процессу должны подключиться региональные методические службы, другие уверены, что необходимо развивать практики внутришкольного и межшкольного взаимодействия и наставничества, третьи полагают, что следует оказывать психолого-педагогическую помощь семьям с неуспевающими детьми, создав специальные региональные центры по модели «Сириуса».

А теперь посмотрим на эту проблему глазами не чиновников, а учителей.

Да, неуспевающих школьников у нас много. Педагоги понимают, что это реальная проблема, которую необходимо решать. Только все меры, которые разрабатывают эксперты, знающие о школе только из результатов исследований и отчетов, не будут эффективны. Это можно сказать уже сейчас. Никакие методические рекомендации, программы и центры не помогут. Проблема неуспевающих детей вовсе не в методической безграмотности учителей.

Тогда в чем же?

Ответ прост: «слабым» ученикам необходим индивидуальный подход, персонализированное обучение, что в условиях общих разноуровневых классов невозможно. Как бы нас ни убеждали, что в рамках обычного урока нужно и можно организовывать полноценное дифференцированное обучение всех детей, в том числе неуспевающих, мы понимаем, что это невозможно. Когда в классе от 20 до 35 учеников, уделить должное внимание каждому ребенку нереально, а уж слабым детям тем более. Им требуется гораздо больше времени, особые методики обучения, чтобы они поняли и усвоили учебный материал.

Оставлять неуспевающих после уроков бессмысленно. Это дополнительная нагрузка на ребенка, которая воспринимается им как наказание. Да и учитель, который ведет 30 часов, не в состоянии организовать такие занятия для всех нуждающихся.

Чтобы справиться с неуспеваемостью, на мой взгляд, нужно всего три меры:

  • открыть в школах специальные классы для слабых учеников с наполняемостью не более 10 человек;
  • разгрузить педагогов, подняв им зарплату за ставку, таким образом освободив время для занятий с отстающими;
  • разработать отдельные программы и учебники для детей с особыми учебными возможностями.

Когда у учителей появятся время и возможность заниматься с «двоечниками» отдельно, а для самих учеников будут созданы особые условия, тогда и успеваемость повысится. А горы методических разработок и программ проблемы не решат.

©