Создавайте зримые образы, когда учитесь

 

 

Часты жалобы на слабую физико-математическую подготовку, получаемую школьниками, да и студентами, собирающимися стать физиками, математиками, специалистами по другим естественно-научным специальностям, инженерами. При всей справедливости разговоров о недостатках работы школ и институтов, при всём громадье (и в большой мере затратности и бесполезности) планов по улучшению этой работы, стоит сосредоточиться на простых и доступных истинах: учиться — глагол возвратный, означает учить себя, ваше образование — ваша проблема, вы ее и решайте. Трудности есть и будут, не такие преодолевали, нечего зацикливаться на несовершенствах окружающего мира и тормозить из-за них.

Хорошо, если у школяра есть хорошие учителя, которые организуют учёбу, или контакт с университетской физико-математической школой. Хорошо, если студент нормально учится в национальном исследовательском университете. Тут есть мощный попутный ветер, только держи паруса.

Если же нет — не беда, у каждого есть неплохой ресурс — своя голова. На этот случай — некоторые заметки, которые, без претензий на методику самообразования, возможно, кому-то немного помогут организовать свою учёбу.

1. Образование, обучение — система, оно должно быть систематическим. Как говорил когда-то мой профессор и старший товарищ, наука даётся, среди прочего, ежедневным длительным приложением точки Ж к точке Т, где Т — табуретка.

2. Во всякой системе есть системообразующие вещи. Как это на первый взгляд ни покажется странным, по мнению и опыту автора, всю жизнь связанного с техникой и с образованием, системообразующая школьная дисциплина — русский язык и литература. У кого с русским порядок, у того нормально идут и естественно-научные дисциплины.

3. Осваивая естественно-научные дисциплины (физику, математику, причём не только геометрию, но и алгебру), а также основы техники, рисуйте картинки — схемы устройств и процессов, событий, графики зависимостей и процессов во времени, структурные схемы последовательностей вычислений. Часто авторы учебников, как и большинство профессионалов математиков, мыслят формулами, так и пишут. А человеку, пока не ставшему профессионалом, понятнее зримые образы, их себе и создавайте.

 

4. Наука, учёба — дело коллективное. Если у вас находятся одноклассники или одногруппники, которым потребуется ваша помощь в освоении какого-то предмета, то это везение для вас: объяснив другому, лучше поймёшь сам.

5. При изучении естественно-научной дисциплины знание формул, теорем, законов (благо память хорошая) — это ещё не освоение предмета. Хорошее освоение — умение решать задачи. Толком оно не достигается, если решать из задачника каждую пятую-десятую задачу. Раздел предмета осваивается, если задачи к нему решаешь практически все, например, в два тура: первый, основной, — все нечётные номера, второй, повторительный — все чётные. Конечно, так стоит изучать предмет, который вам очень интересен или полезен для будущей специальности. Тут уж, как говорится, будь деревом сколь угодно твердой породы, терпенье и труд всё перетрут.

 

Человек разумный — человек творческий. Решая систему задач из учебника и задачника, хорошо продвинешься в изучении предмета.

Хорошим дополнением к этому может служить самостоятельное генерирование опять же системы задач к тому разделу курса, который хотите усвоить получше. Дело это не очень сложное, стоит ему научиться. Как это можно делать, поясню на примере. Пусть вы начинаете изучать электричество, конкретно — закон Ома для участка цепи постоянного тока. Рассматриваемое явление: через участок цепи сопротивлением RОм под действием напряжения U В идёт ток I А или при прохождении тока I А образуется падение напряжения U В. В возможных задачах одноходовках есть переменные I и U и параметр R, причём две величины даны, третью требуется определить. Сведем эти задачи в таблицу.

 

При усложнении изучаемых цепей вы введёте в задачи уравнения закона Ома для участков цепи и соотношения переменных, основанные на правилах Кирхгофа. Идея же формирования системы задач останется прежней: описание цепи должно быть полным, искомых переменных и параметров может быть столько, сколько есть независимых уравнений.

Построив систему задач по теме, вы обнаружите эти задачи (не все, ваша система будет полнее) в любом задачнике, и уж тогда вам не потребуется долго раздумывать над каждой из них, это и будет означать, что тема изучена и усвоена. Физика — наука и теоретическая, и экспериментальная. Работая в лаборатории, вы обнаружите те же задачи определения одной части переменных и параметров на основании измерения другой.

Однако, следует помнить главное условие экспериментальной работы — предварительное изучение и неукоснительное соблюдение правил техники безопасности, в частности электробезопасности. Осветительные и силовые сети — не для новичков, для начальных учебных целей достаточно напряжения в 6 В.

Если кому-то из читателей понравится идея изучать физику, математику, основы техники активно, составляя системы задач по темам или свои экспериментальные устройства, канал Хакнем Школа, вероятно, сможет послужить площадкой для обмена творческими решениями.

Успехов!

Автор: #сергей_игоревич_рыбников , доктор технических наук, профессор

©