Зачастую психические заболевания — это врождённые проблемы, либо что-то не так пошло на стадии зачатия (встретились бракованные гены) либо на стадии внутриутробного развития, либо и то и другое. Плюс влияние среды. Идеально функционирующий мозг сложно испортить, но во-первых, у кого он идеальный? А во-вторых — всё-таки можно.

Источник - Яндекс картинки

Источник — Яндекс картинки

 

Маргарет Малер — врач-психиатр специализировалась на детях с психическими заболеваниями, и в процессе работы пришла к пониманию того, что лучше всего болезнь можно понять через норму. Так родился эксперимент-наблюдение длиной в несколько лет, в ходе которого исследователи наблюдали за здоровыми детьми и их матерями в естественной игровой обстановке. Семьи каждый день приходили в специально организованный дом, в котором матери общались со своими детьми в спокойной обстановке, а психологи наблюдали за ними, не показывая себя. В дальнейшем в этих семьях рождались новые дети и можно было наблюдать уже за взаимодействием сиблингов друг с другом и с их матерями.


Собственно целью исследования было выявление основных этапов развития человека и те реперные точки, когда что-то может пойти не так и привести к заболеванию. В результате Маргарет сформулировала теорию Индивидуации-Сепарации ставшую классической для детских психологов и психиатров.

 

Теория индивидуации-сепарации Маргарет Малер

Личность человека формируется в процессе взаимодействия с близким человеком, как правило, это мать (но может быть и другой Значимый взрослый, важно, что он доступен ребёнку физически и психологически), и проходит определённые этапы:

1. Формирование своего индивидуального «Я» — стадия индивидуации.
2. Отделение своего «Я» от образа матери, способность функционировать независимо — стадия сепарации.

В норме эти процессы проходят параллельно и сильно переплетены. Маргарет интересовали также причины, по которым этот процесс может нарушаться и приводить к серьёзным психическим заболеваниям детей.

Стадии развития:

0-2 мес. Стадия Монады

 

Фото - открытый источник

Фото — открытый источник

Ребёнок ощущает себя единым целым с матерью, он «слит» с ней. Ещё её называют стадией «нормального аутизма». Малер считала, что самые серьёзные нарушения психики возникают из-за каких-то потрясений на этой стадии. Именно в этот период, если ребёнка разделить с матерью, физически или морально, например, мать в глубокой депрессии и неспособна на адекватную заботу о ребёнке, могут сформироваться тяжелейшие психические нарушения: ранний детский аутизм, детская шизофрения и т.д., социопатия, нарциссизм. Но, безусловно, генетические предпосылки для этого должны быть.

со 2 по 4-5 месяц — стадия нормального симбиоза

Источник - Яндекс -картинки

Источник — Яндекс -картинки

Ребёнок начинает выделять материнскую фигуру, начинает формироваться привязанность к ней. Для ребёнка очень важен здоровый эмоциональный контакт. В этот период возникает так называемый «комплекс оживления». До этого слабо реагирующий на внешние раздражители младенец, теперь при виде матери (другого взрослого) широко улыбается, начинает дёргать ручками, ножками, всем телом. Гулит, демонстрирует радость. Нарушения на этой стадии дадут нам глубоко невротика ни в чём и ни в ком неуверенного.

С 4-5 месяцев начинается длительный процесс индивидуации-сепарации, который разбит на подфазы:

 

Источник - Яндекс-картинки

Источник — Яндекс-картинки

до 9 месяцев — дифференциация. Младенец всё больше отделяет себя от матери, а её от окружающего мира. Мать при этом — его безопасное место.
до 15 месяцев — подфаза практики. Возможности ребёнка растут, он воодушевлён и открывает мир. В пылу исследования он даже может на некоторое время забывать про мать. Однако абсолютно не готов к долгой разлуке.
до 2 -2,5 лет. Подфаза возвращения. Ребёнок осознаёт, что его возможности не успевают за его желаниями. Может испытывать по этому поводу гнев и беспомощность. На этой стадии невероятно важно поведение матери — она должна давать ему достаточно свободы для практики и поддержки при неудачах, но при этом не должно быть ни гиперопеки ни гиперконтроля.

с 2,5 лет. Подфаза формирования постоянства объекта и, собственно, сепарация. Эта стадия длится всю жизнь, в части развития «Я».
Ребёнок осознаёт, что объекты постоянны, то есть, если мама уходит, это не значит, что она исчезает навсегда. Он готов теперь даже к долгой разлуке с ней. Он сформировал основные структуры своего «Я», и в дальнейшем оно будет развиваться и обогащаться, он начинает говорить о себе в первом лице. Он активно интересуется другими.

При успешном прохождении всех этапов формируется базовое доверие к миру:

Мир в целом безопасное и хорошее место, хорошие крепкие отношения с близким (надежная привязанность) и целостность (относительная) своего «Я». Всё это в дальнейшем влияет на то, как мы взаимодействуем с другими и с собой на протяжении всей жизни. Нарушения, произошедшие на поздних стадиях развития исправляют с болью и слезами в кабинете психотерапевта, нарушения на ранних стадиях, особенно стадии монады исправлению практически не поддаются.
Считается, что к 
трём годам личность человека сформирована, хотя бы в общих чертах, и разлука с матерью для него уже не так травматична.
Ранняя разлука безусловное зло, и никогда не проходит бесследно для личности ребёнка и для отношений с матерью. И очень часто именно этим, а не дурной наследственностью объясняется та невероятная сложность реабилитации детей из детских домов, особенно прошедших через дом малютки.

Как понять нормально ли походят стадии формирования личности у вашего ребенка

 

книга Маргарет Малер «Психологическое рождение человеческого младенца. Симбиоз и индивидуация»

©