Сколько на сегодняшний день только не существует прогрессивных методик воспитания и развития детей. Каждый день мы слышим все новые и новые имена людей, которые вносят свой вклад в педагогику. Однако в погоне за новейшими технологиями создания «настоящего человека», мы забываем, что все новое – это хорошо забытое старое. И возможно нам всем давно пора перестать изобретать велосипед и воспользоваться проверенными методиками, например опытом великого педагога Антона Макаренко.

Кстати, на перевоспитание педагог брал самых сложных детей. И практически со 100 процентным результатом лепил из них ответственных и полезных для общества личностей. Почему бы и не воспользоваться его принципами. Разве мало сегодня в школе трудных подростков и неуправляемых мальчишек и девчонок?

1. Труд – важный рычаг воздействия

Без труда, как говорится…. Макаренко считал, что именно через трудовую деятельность можно добиться самого положительного педагогического воздействия на личность ребенка. Дети, которые находились в его коммуне, постоянно трудились: организовывали свой быт, занимались натуральным хозяйством. При этом они обязательно получали за свою работу настоящую заработную плату. Благодаря этим средствам ребенок мог содержать сам себя, помогать малышам-дошкольникам, иметь возможность содержать оркестр и театр, которые действовали при коммуне, да еще и на культурно-массовую жизнь хватало. Ребята –воспитанники создавали прогрессивные на то время фотоаппараты и электрические дрели. И могли по праву гордиться результатом своего труда.

2. Формируем личность через коллектив

Это сегодня общение детей в школе сводится к простому получению знаний, дальше все разбегаются по кружкам и секциям, чтобы вечером вернуться домой. В коммуне у Макаренко ребенок находился 24 часа в сутки, поэтому влияние на него окружающих было огромным. Именно это и использовал педагог как мощное средство воспитания. Дети в коллективе были объединены одной целью, одним трудом. Твоя удача – это плюс всему коллективу, любой твой промах – неудача всех и каждого. Только в коллективе можно развить в ребенке качества управленца, и личности, совершающей высокоморальные поступки. В коммуне, как и в семье, младшие подчинялись старшим, получали от них бесценный опыт, учились проявлять уважение к взрослым людям.

3. Я – сам!

Самоуправление – это один из главных китов, на которых держалась система воспитания по Макаренко. На общем собрании дети могли выбрать органы самоуправления. Управлять коллективом мог каждый из воспитанников, ведь совет коллектива переизбирался раз в год, а второй раз стать его членом нельзя было.

4. Планы на завтра

Завтрашняя радость – это то, что обязательно должно быть запланировано. Причем завтрашний день должен быть гораздо лучше, чем сегодняшний. Поэтому ребята из коммуны обязательно определяли перспективы жизни и строили свою завтрашнюю деятельность согласно этому.

5. Традиции

В любом коллективе, будь то семья или воспитательное учреждение, должны быть свои собственные традиции. Так было и в коммуне у Макаренко. Традиций, которые передавались от старших к младшим, был огромное число. По мнению педагога именно традиции могут скреплять коллектив лучше любого клея.

Все эти пункты можно успешно применять и сегодня: в школах и семье. Согласны?

©