Какой закон развития должны знать родители, если у ребенка задержка речи

Я логопед и пишу о том, что действительно было в моей практике.

Такой случай мог бы произойти и теперь. Но было это десять лет назад.

 

Обратился ко мне молодой мужчина офицер-пограничник. Из беседы я поняла, что они с женой, дочкой и грудным сынишкой недавно переехали в город. До этого жили-служили на дальней погранзаставе. И не было там ни детского сада, ни школы, а уж тем более логопеда. А была глухая тайга, служебные собаки и солдаты — пограничники. Медслужба, конечно, тоже была, но только фельдшерская. Так без излишеств служили там несколько семей военнослужащих. То есть служили мужчины, а жены обеспечивали самый надежный тыл.

 

Старшей девочке Кате исполнилось шесть лет. Скоро в школу. По этой причине перевели папу служить в город.

 

Посмотрела я на Катю, провела обследование, и тихо ужаснулась: речь была настолько непонятна окружающим, что можно было предположить и умственную отсталость. В первый класс идти через год, а тут нарушены все компоненты речи. Делать нечего, надо помогать.

 

Первым делом я направила ребенка на медицинское обследование к неврологу.

Специалисты выяснили, что у девочки недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Произойти это могло во время беременности, сложных родов или в период развития речи до 3-х лет.

 

В случае с Катей обследование показало запаздывание созревания клеток в определенных областях мозга.

 

Девочке был поставлен диагноз – моторная алалия.

Ребенка с моторной алалией распознать легко:

при общей задержке речевого развития для коммуникации с окружающими он активно пользуется мимикой и жестами.

 

Часто при таком диагнозе наблюдается билатеральное (двустороннее) повреждение, когда затронуто и левое и правое полушарие, что значительно затрудняет процесс выхода из моторной алалии. Но у Катюши было затронуто только правое полушарие, что облегчило ситуацию. Поскольку работа левого полушария компенсировала проблемы правого.

 

Девочке было назначено адекватное медикаментозное лечение под наблюдением врача. И мы начали логокоррекцию.

Работа велась одновременно по всем фронтам:

 

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • формирование психических функций;
  • совершенствование всех компонентов речи с опорой на обучение чтению и письму.

 

Благодаря комплексному подходу за девять месяцев коррекционной работы улучшились медицинские показатели деятельности коры головного мозга и значительно изменилась речь. Были поставлены все звуки. Девочка научилась читать и успешно пользовалась речью для коммуникации. В мае Катю записали в первый класс.

 

В описанном случае у родителей не было опыта и возможностей вовремя обратиться к специалистам. Хотя это не совсем так. Потому что каждый год они ездили в отпуск в Калининград к родителям, и возможность обследовать ребенка возникала как минимум три года подряд.

 

И тут возникает совет:

не будьте как родители Кати, не затягивайте с обращением к специалистам. Само не пройдет.

При задержке речевого развития независимо от поставленного диагноза работает закон:

чем раньше начинается коррекция дефекта, тем легче устранить сам дефект. Этот закон действует и в отношении моторной алалии.

©