Миллиарды на ошибку 502: Электронная школа села в лужу

Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Московские школы оказались не готовы к переводу на удалённое обучение – несмотря на наработанный весной опыт, ситуация становится только хуже. Системные проблемы накладываются на сиюминутные, образуя весьма неаппетитный коктейль.

Автор:
Михаил Мельников

Вторая волна сбоев

Официально принятая платформа, на которой происходит онлайн-обучение в Москве, разработана компанией Microsoft и закуплена московскими властями у отечественного поставщика (закон обязывает подкормить какого-нибудь перекупщика).

Увы, популярная в мире Microsoft Teams в исполнении Московской электронной школы раз за разом даёт сбои. Электронные журналы, построенные на собственной платформе МЭШ, тоже выдавали ошибки. Особенно серьёзные сбои зафиксированы в первый день массовой удалёнки, 19 октября, и в первый день второго десятилетия работы Сергея Собянина на посту мэра Москвы, 22 октября. Вместо учителя дети видят надписи «Услуга недоступна», «502 Bad Gateway», «Идут технические работы» и другие вариации в том же духе.

При этом сам Microsoft Teams по всему миру работал прекрасно – сбои были только там, где над ним была надстройка МЭШ. Живо вспомнились другие достижения столичного IT, и в первую очередь глючная система выдачи пропусков, приводившая к пятитысячным штрафам. А заодно – 19 миллиардов рублей, которые мэрия ежегодно тратит на рекламу собственных достижений (со знаменитым правилом «Три Москвы, три Собянина» на каждый материал).

Учителя стараются

Согласно свежему докладу Всемирного банка «COVID-19 и человеческий капитал», Россия входит в число наиболее пострадавших от пандемии стран именно по обучению: фактически потеряв треть учебного года, наши школьники потеряли и 2,5% будущих доходов. Заокеанские аналитики, пожалуй, переоценивают важность школьного образования для заработков в России (сейчас королями страны являются те, кто в начале 1990-х предпочёл учёбе коммерцию), но объём полученных новым поколением знаний действительно окажется ниже ожидаемого. В хорошем образовании новые знания и умения вытекают из прежних, поэтому пропущенные уроки совершенно необходимо как-то компенсировать, хотя бы и за счёт каникул. «К счастью», хорошего школьного образования у нас пока ещё мало, поэтому и потери будут не столь велики.

Школьное образование России сейчас находится в низшей точке своего развития, но перспективы у него неплохие. Если посмотреть динамику поступлений в вузы по среднему баллу ЕГЭ, то видно, как устойчиво растут показатели именно по педвузам: 10 лет назад туда поступали полутроечники, сейчас уже почти что хорошисты. Но преподают в российских школах как раз выпускники (хотя чего уж притворяться – выпускницы) предыдущих, худших «призывов».

школаВ последнее время по среднему баллу ЕГЭ видно, что устойчиво растут показатели поступления по педвузам. Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»  

Однако Москва – в том числе благодаря щедрому финансированию со стороны мэрии – прошла это «дно» заметно раньше, сейчас в столице уже весьма приличный уровень педагогов. Несмотря на все старания айтишников Департамента образования, они ухитряются проводить уроки: координируют родителей в WhatsApp, спешно организуют конференции в Zoom либо Skype. Понятно, что значительная часть учебного времени при этом теряется, но всё же хочется сказать огромное спасибо этим людям, которые учат наших детей, несмотря ни на что.

Ни вируса, ни учёбы

Польза от этого обучения, к сожалению, сомнительна – просто потому, что компьютерная удалёнка самым радикальным образом противоречит санитарным нормам. Приведём рекомендации Роспотребнадзора от 2011 года – чисто посмеяться или поплакать, смотря какой у вас темперамент:

  • Учащиеся начальных классов могут проводить за компьютером не более 10 минут подряд. С пятого по седьмой классы время работы за компьютером не должно превышать 15 минут, с седьмого по девятый – не более 20 минут, в 10-11 классах – не более 30 минут на первом уроке и не более 20 минут на втором. Общая продолжительность работы школьника на компьютере в течение дня должна быть не более: 7-10 минут – для дошкольников; 45 минут для детей 8-10 лет; 1 час 30 минут для детей 11-13 лет; 2 часа 15 минут для детей 14-16 лет.

Возникает вопрос: детей отправляют на удалённое обучение, чтобы сохранить их здоровье или, наоборот, чтобы его ухудшить? Что вообще опаснее – риски коронавирусной инфекции (учитывая, что дети легко её переносят) или откровенная перегрузка молодого зрения излучением мониторов? Ладно бы время тратилось с пользой, но оно всё больше уходит на борьбу с «глюками».

https://vk.com/video-75679763_456256530

Казалось бы, за время весенних передряг вся методика удалённого обучения должна бы быть отлажена и работать как часы – но кто-то, кажется, слишком долго отдыхал летом вместо подготовки цифровых механизмов к новому учебному году. Эти люди называют себя проводниками цифровизации – простим им маленькое тщеславие, – но они же ежегодно тратят десятки миллиардов бюджетных рублей на проекты Московской электронной школы. И активно рекламируют её для распространения по всей стране.

Как быть?

Эпидемиологические ограничения, безусловно, соблюдать надо. Но на период ограничений – если они не запланированы на многие месяцы вперёд – количество занятий перед экраном должно быть сведено к минимуму, упор (как бы ни боялись этого родители) необходимо делать на самостоятельную работу с учебником и тетрадью. Кроме того, для сохранения зрения детей программы электронной школы следовало изначально адаптировать не для планшетов и ноутбуков, а для электронных книг – устройств без подсветки и мерцания экрана (в них давно уже ставят сенсорные экраны и Wi-Fi-модули).

Увы, Москва – а за ней, как водится, и Россия – пошла по другому пути. Что ж, почаще водите детей к окулисту и в случае негативных изменений резко ограничивайте время у экрана. Даже ценой пропуска уроков, если ребёнок способен осваивать материал самостоятельно. Здоровье важнее.

©