«Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем,»

— заметил Н. Бор.

Но задача упрощается, если будущее уже наступило, замечу я ))

Пока я собирался связно изложить мысли о будущем школьного образования, будущее стало наступать на пятки. Поэтому сейчас не время говорить много — надо поторапливаться.

Сова на дереве в Измайлово, как символ мудрости, прозревающей будущее ))  (мое фото)

Сова на дереве в Измайлово, как символ мудрости, прозревающей будущее )) (мое фото)

Нынешний дистанат просто так не закончится

Два года назад ректор ВШЭ очень ясно — чтобы поняли, но не очень громко — чтобы не все услышали, озвучил скорый и не совсем добровольный переход на всеобщее дистанционное образование.

Мало кто тогда обратил на это внимание. А я обратил. И писал об этом на своем сайте.

Но вот наступает время, когда предсказанные сроки и события сходятся в одной точке. Сливаются в образовательный пространственно — временной континуум.

«Пандемия», «Цифровизация» образования, «Ненужность такого количества программистов», «Исчерпание существующей модели развития экономики».

И теперь уже для многих становится очевидно, что нынешний «Дистанат» просто так не закончитсяИ после 1-го ноября дети дружной ватагой в школу не побегут.

Массово — точно не побегут. И никогда уже массово в школу дети не побегут.

И это уже не прогноз, а анализ. Разные вещи.

  • Прогноз предсказывает будущие события и иногда не сбывается.
  • Анализ раскладывает по полочкам то, что есть, помогая лучше иметь дело с тем, что есть.

Гибридное образование. Возможный вариант

Формы перехода на всеобщее дистанционное «Образование» я предсказывать не берусь, но это абсолютно несущественно.

Возможный вариант такой.

На следующем этапе возникнет «Гибридная» модель образования.

  • Частично (те, «кто хотят») будут учиться по телевизору (иногда его называют «компьютер»).
  • Другие «те, кто хотят» продолжат посещение школьных зданий.

Позже вторые «те, кто хотят» осознают, что сегодня школа мало чем отличается от телевизора. И перестанут хотеть.

Сегодняшняя школа от телевизора отличается разве что тем, что телевизор не орет благим матом и не давит на психику.

Это реальный плюс дистанционного «образования«.

Не было бы плюсов — невозможно было бы раскрыть «окно Овертона». Когда только плохо, это замечают многие. И начинается общее сопротивление.

Мысли почти из «подземелья»

… Прямо из моей подкорки выскочил термин: «ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Возможно потому, что это общий признак нашего времени: «гибридные» войны, «гибридные» революции. Теперь вот — «гибридное образование».

Ректор ВШЭ тогда уточнил:

«Студенты все же смогут встретиться с лектором в большой аудитории — если сами почувствуют такую необходимость» (там же).

Про оплату он не уточнил. А разве должен был? Он ведь говорил «в принципе».

Я думаю, гибридный этап убиения массового образования произойдет по схожей схеме.

Дети будут учиться по телевизору, но иногда будут приходить и в школу. На консультации, которые будут проводиться примерно так.

  • «Это написано в учебнике на странице номер такой-то. Прочитай.»
  • «Я читал(а), но не понял(а).
  • «Старайся читать внимательнее, там все объяснено. Если снова не поймешь — пересмотри еще раз внимательно вебинар.»

Я не ерничаю. Большинство школьных учителей сегодня на бОльшее просто не способны.

Недавно комментатор этого канала написала:

«Выпустили мы из вузов будущих учителей с троечками по методике преподавания, да и по самому преподаваемому предмету. И пришли такие троечники в школу. Соответственно их пятёрка — реальная тройка, ибо на большее они и не знают, и научить не могут. И вот уже их ученики идут в педвуз… Лучшие из которых (у которых пять) реально демонстрируют троечку…»

И новая волна опять идет в педвузы. И опять цикл повторяется — на новом, диалектически более низком уровне.

Или, как совсем откровенно заявил на этом же канале учитель:

«Искать потенциал у детей и учить их не вперлось никому из учителей. Пусть родители учат своих гениев, если хотят!». (Он употребил более крепкое выражение.))

Примерно так все и будет потому, что фактически уже есть.

  • Вы — учите(сь).
  • Мы — ставим оценки. Пардон, консультируем»

И вот теперь-то учителя и «побегут» из школ

Точнее, «их побегут».

За ненадобностью такого количества и за такую оплату (как в Москве, например). Как вы думаете, зачем Москва вложила столько денег в так называемые МЦККО, «Центры контроля качества образования»?

Это намек для умеющих думать.

Я об этом писал, пытался донести эту простейшую мысль здесь. Не получилось, только на ругань учителей нарвался )) Теперь следите за развитием ситуации, глубокоуважаемые критики …

Кстати, не все учителя тогда спорили. Умные — соглашались.

… Итак, это было лирическое отступление. Для «геймификации» изложения.

«Мы вас услышали! И все перевернули»

Следующим этапом «гибридизации» образования станет пошаговая отмена экзаменов.

«Вы же ругали ЕГЭ, ОГЭ — вот мы их и отменим. Не хотите — не сдавайте! Мы услышали мнение общества и пошли вам навстречу».

Я искренне рекомендую тем людям, которые учились не в пединститутах (по указанной выше схеме): наберите в поисковике запрос «Окно Овертона» и изучите несколько статей. Желательно, не в Дзене ). НаУчитесь яснее видеть происходящее.

Впрочем, и это уже происходит.

А педагогические методисты успели и здесь: приклеили научную этикетку: «Перевернутое образование».

Очень прогрессивное, говорят.

Деревья, перевернутые в воде. Очень похожи на настоящие, только это не деревья, а игра светотеней ... (мое фото)

Деревья, перевернутые в воде. Очень похожи на настоящие, только это не деревья, а игра светотеней … (мое фото)

Не буду конкретизировать, но в одной из таких школ «учится» мой сын. («Учится», потому что учится он дома. И к этому я скоро перейду).

Не буду конкретизировать, потому что школы, как и учителя, имеют к происходящему отношения не больше, чем производственный цех предприятия к выпуску конкретных «штук», которые ему поручено выпускать «сверху».

  • Экзамены, как обязательные, обязательно отменят — я в этом не сомневаюсь.
  • Также, как не сомневаюсь и в том, что в ВУЗы продолжат принимать на основе тестирования, которое ужесточится. Почему?

Вспомните фразу, произнесённую Президентом несколько лет назад (в Ростове, кажется):

«В ВУЗах должны учиться те, кто способен там учиться» (цитата по памяти).

Школа, ВУЗ … А что дальше?

Теперь я рекомендую вам оглянуться и посмотреть по сторонам.

Оглянулись?

И сколько квалифицированных рабочих мест вы увидели вокруг?

Чтобы крутить баранку такси или мусороуборочной машины, сидеть за кассой в «Пятерочке» или в офисе, продающем гаджеты (рояли не играет), собирать и развозить заказы в «СберМаркете» диплом, пардон-с, действительно, не требуется.

А то, что сегодня требуется — до этого школа не дотягиваетНе дотягивает потому, что натаскивает. На экзамены. А теперь и натаскивать перестанет. Не на что будет.

Это не игра слов, это серьезная мысль, выраженная «геймифицированно». Еще одна псевдонаучная наклейка современной школы.

И для того, чтобы общаться в тех слоях общества, где общаются «Разносчики и собиратели заказов, вращатели баранок», детям действительно не нужно уметь читать.

А математика там вообще превратилась в атавизм.

«Как же так?»,- спросите вы. «А как посчитать процент по ипотечному кредиту, соотнести кэшфлоу с расходами, чтобы спланировать бюджет? Разве для этого математика не нужна!?»

Не нужна.

Потому, что массовым категориям работникам нечего планировать. А скоро и вообще будет нечего, от слова «ноль».

Пробейте в поисковике уровень соответствующих зарплат и узрите, что там планировать нечего.

Получил — купил — покушал — ждешь следующей зарплаты.

Это если коротко и, опять же, «геймифицированно».

А теперь я обращаюсь к вам, критики домашнего образования

Если серьезно, то все это не смешно.

Но я и не хотел вас смешить. Впрочем, и пугать не хотел. Вы и без меня испугаетесь, если захотите. Это ведь уже происходит.

И теперь я обращаюсь к вам, критики домашнего, семейного образования.

К тем, кто уже несколько лет критикует меня за всего лишь призыв обратить внимание на очевидное. Кто рассказывает мне, что «только в школе ребенок может получить настоящие знания», что «только в школе он социализируется» и прочую, как теперь выясняется, ерунду.

  • Про «Образование» я написал выше.
  • Про социализацию, кажется, в предыдущей главе тоже написал ).

Вы про какую социализацию-то говорите?

Фото орлов у меня в архиве не нашлось )). Зато есть белая утка, уже пару месяцев плавающая в Измайлово. Раза в 2 крупнее остальных (мое фото)

Фото орлов у меня в архиве не нашлось )). Зато есть белая утка, уже пару месяцев плавающая в Измайлово. Раза в 2 крупнее остальных (мое фото)

Так и тянет обострить еще больше, чтобы позлить одних, а другим помочь яснее увидеть очевидное:

«Вороны летают стаями, орлы парят в одиночку». (Первоисточник мне не известен)

Но не совсем в одиночку парят орлы … Просто они социализируются по-другому. Просто они собираются в других местах, не таких массовых.

Орлы ведь тоже размножаются )) Но общение у них при этом носит иной характер, нежели у ворон.

  • Я надеюсь, что вы умеете отличать метафоры от примеров
  • и умеете улавливать смыслы.

Поэтому сделаете для себя разумные выводы.

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

P.S. Я же сказал: «жизнь наступает моим прогнозам на пятки».

©