Без долгого вступления скажу, что многие родители особых детей оглядываясь назад, вспоминают, что у ребёнка ещё до года были определённые странности.

В этой статье я напишу, что странного я отмечала у своего ребёнка (диагноз «сенсомоторная алалия») плюс расскажу какие черты поведения младенцев до года современная медицина выделяет как маркеры потенциального развития аутизма в будущем.

фото из открытых источников

фото из открытых источников

Сразу скажу, что безошибочно поставить «аутизм» в возрасте до года очень и очень сложно. Такой диагноз ставят рано, когда ребёнок проявляет ну совсем уж большой и очевидный набор симптомов. До возраста примерно 2-3 лет большинство нарушений развития настолько схожи между собой, что родители и врачи долго «плавают» в неведении что же именно происходит с ребёнком.

Наши ранние симптомы

До года у моего сына выделялись следующие особенности:

1. Не проявлял интерес к еде и столовым приборам

Младенцы в возрасте 4-6 месяцев, наблюдая за тем, как едят взрослые, часто начинают требовать дать им попробовать еды. Особо активные могут выхватывать ложку и пытаться кушать самостоятельно. Это называется пищевой интерес. Он основан на любопытстве и стремлении подражать взрослому.

При нарушениях развития часто развивается и нарушение подражания — дети не стремятся повторять за взрослым и обучаться по образцу, что в общем-то и вызывает большие проблемы с обучением. Через пищевой интерес нарушение подражания становится видно очень рано.

2. Не играл в ладушки

Это достаточно скользкий признак — не играть в ладушки может и совершенно нормальный ребёнок. Однако мы не просто не играли в ладушки. Мы не смотрели вообще что происходит с руками, кричали и вырывали ладошки. Я несколько раз пробовала подкатить к ребёнку с этой игрой с 6 месяцев до года, но увы.

3. Не усложнялся игровой репертуар

Дети до года сначала кидают игрушки, трясут их. Но начиная с 9-10 месяцев малыши пробуют манипулировать игрушками: складывают башенки из кубиков, пробуют собрать пирамидку, сортер.

У нас весь репертуар игры долго (до полутора лет) заключался только в том, чтобы что-то потрясти, бросить и разрушить, что свойственно детям, преимущественно до 8-9 месяцев.

4. Не слушал обращенную речь, чтение

Ещё до рождения сына я начиталась в умных книжках, что для развития речи очень важно говорить с ребёнком и читать даже в младенчестве.

Говорила я много, также было накуплено много книг для чтения (потешки, детские стихи), но уже тогда мой ребёнок даже на секунду не заинтересовывался тем, что я говорю или читаю.

5. Обострённая реакция на некоторые звуки (гиперакузия)

Обычно её выделяют как раннюю черту аутизма. Но звуковая чувствительность характерна и для сенсорной алалии.

Специалисты говорят, что вероятная причина такой реакции ребёнка на определённые шумы в незрелости слухового нерва или центрального слухового анализатора. С учётом того, что звуковая чувствительность впервые была замечена мною в полгода и сохранялась до примерно двух лет, в нашем случае видимо действительно что-то дозрело.

Также хочу заметить, что нет каких-то конкретных звуков, которые не нравятся всем детям с нарушениями развития — у каждого ребёнка есть свой триггер. Нам не нравились дверные и велосипедные звонки, писклявая детская музыка — сын моментально начинал заливаться слезами.

5. Нелюбовь к горизонтальному положению

Сын никогда не любил лежать на спине — только на животе. Никогда не давал носить себя в положении «колыбелька». Горизонтального положения в бодрствовании для нас как будто не существовало.

Что это было не ясно до сих пор. Общаясь с мамами особых детей я понимаю, что мы не одни такие с особенностями ношения.

Врачи предполагают, что возможно так проявляло себя повышенное внутричерепное давление. С другой стороны, по двум плановым НСГ до года у нас вообще никаких проблем не было — ни кист, ни нарушений оттока ликвора. Ничего особенного не обнаружили потом и на МРТ головного мозга в 2,8.

Симптомы аутизма до года

Если говорить про симптомы аутизма до года, то на первое место выходят проблемы с коммуникацией. Специалисты выделяют такие черты:

1. Проблемы с ношением младенца на руках

Малыши или вообще напрочь отказываются идти на руки, или им трудно найти удобное положение — они как бы «растекаются» или наоборот чрезмерно напрягаются.

Если у мамы-папы или другого близкого взрослого ребёнок нормально сидит на руках, а у кого-то не хочет, то это ок. Для РАС характерны проблемы с ношением малыша у всех взрослых.

2. Нет комплекса оживления или он очень слабый

Примерно с месяца, если положить ребёнка и начать с ним общаться, он начинает замирать, как бы вслушиваясь, улыбаться в ответ на улыбку, радостно махать руками и ногами, вскрикивать. После 3-4 месяцев комплекс оживления в норме распадается и заменяется другими формами поведения.

Комплекс оживления (фото из открытых источников)

Комплекс оживления (фото из открытых источников)

У детей с РАС комплекс оживления нередко отсутствует или ослаблен. При попытке пообщаться с младенцем взрослый может заметить, что ребёнок не смотрит на него или смотрит отсутствующим взглядом, как бы сквозь. Не проявляет радости движениями. Улыбается, но не человеку, а игрушке или какой-то вещи.

3. Не зовут на помощь из-за сниженной чувствительности

Маленькие дети в раннем возрасте привлекают внимание к своим потребностям криком. Аутисты могут игнорировать грязные памперсы, голод и даже некоторые болевые ощущения, пока дискомфорт не станет слишком сильным.

4. Не стремятся оказаться на руках

Около полугода дети начинают принимать предвосхищающую позу, когда взрослый оказывается рядом — они начинают тянуть ручки, чтобы их взяли к себе.

Иногда предвосхищающей позы может не быть, но в таком случае ребёнок может хныкать и привлекать внимание другими способами, чтобы оказаться на руках.

Дети с аутизмом могут быть очень «удобны» в раннем детстве — они не принимают предвосхищающую позу, не просятся на руки при появлении взрослого, а занимаются своими делами.

5. Не смотрит в глаза

В норме младенцы любят рассматривать и изучать лица ухаживающих взрослых.

Дети с РАС могут не смотреть на лица вообще или смотреть как бы сквозь взрослого даже тогда, когда их кормят грудью.

В заключение хочу сказать, что если вы нашли 1 или 2 подозрительных признака, то этого недостаточно и может быть действительно вариантом развития отдельно взятого ребёнка. Беспокоиться стоит, когда подозрительных черт становится действительно много — 3-4 как минимум.

Так же хочу обратить внимание, что признаки проблем с развитием должны наблюдаться на фоне полного здоровья ребёнка. Проблемы с реакцией на обращённую речь, взглядом, моторными движениями требуют дополнительной проверки у врачей — офтальмолога, невролога, ортопеда и отоларинголога-сурдолога, ведь может быть такое, что ребёнок просто не слышит, плохо видит, имеет повышенный тонус или проблемы с опорно-двигательной системой, а мама уже напаниковала аутизм и принялась лечить совсем не то, что надо.

Также приглашаю высказаться в комментариях родителей особых детей: замечали ли вы за ребёнком что-то странное ещё до года? Если да, то что?

©