Как объяснить ребёнку, что такое деньги, и помочь формированию у них правильного к ним отношению? Наши советы и яркие примеры в этой статье.

Родители хотят правильного отношения детей к деньгам. А если и у самих родителей отношения с деньгами «натянутые», то учиться нужно вместе с детьми: начать, наконец, контролировать семейный бюджет, составить план доходов на месяц, год, вести ежедневный контроль расходов, расставить приоритеты покупок и трат и т.д. Если этот вопрос будет у вас под контролем, то вы сможете воспитать у ребёнка правильное отношение к деньгам. 

Простое понятие «деньги» тянет за собой целый шлейф непростых вопросов. Разберём некоторые из них.

Не говорите детям: «У меня нет денег!»

Припомните, сколько раз вам приходилось говорить эти слова ребёнку в магазине. Это самая частая отговорка, когда мы не хотим что-то покупать или не считаем важным. Но фраза «У меня нет денег» – это ложь. Даже маленький ребёнок понимает: «Мы пришли в магазин покупать хлеб, противное молоко, ненавистный геркулес, а мама говорит, что нет денег? Что же она скажет на кассе?». 

Правильно говорить: «У меня нет денег на эту покупку».

Объясняйте детям сложные финансовые понятия, поясните с уважением к их запросам, что «деньги мы с папой заработали, но распределили их на другие нужные вещи, а тебе купим на следующую зарплату». А если не купите, то объясните, почему. Обсуждайте семейный бюджет при детях, а когда станут постарше, то вовлекайте их в обсуждение. «Нужна стиральная машина, папе новые ботинки, маме пальто, кошке корм, братику подгузники, а ты хочешь куклу. От чего мы можем отказаться, чтобы у тебя появилась кукла?».

Для наглядности можно представить бюджет в виде круга с сегментами, обозначив каждый сегмент своим цветом: квартплата – зелёным, еда – красным, налоги – жёлтым, накопления на отпуск – голубым, крупные покупки – оранжевым, развлечения – фиолетовым.  Когда ребёнок закапризничает и станет просить незапланированную игрушку или поход в аквапарк, дайте выбрать, из какого сектора он согласен забрать деньги. 

Как трогательно услышать в магазине не капризный ор, а осторожный вопрос: «Мама, а у тебя сегодня есть денежки на этот кекс?».

 

Если ребёнку подарили деньги

Если ребёнку подарили деньги, то не торопитесь идти тратить их на что попало. У вас есть замечательная возможность научить ребёнка планировать покупки, ставить цели, копить и умножать сбережения. Устройте ролевую игру «в банк»: пусть деньги полежат у вас «в банке» под проценты.

Допустим, ваша дочь хочет куклу LOL. На день рождения она получила 1000 рублей. Можно на эти деньги купить дешёвую китайскую подделку. Но лучше вместе с дочкой изучить в интернете информацию, кто придумал и выпустил впервые такую куклу-сюрприз, какие куклы бывают, что они умеют, из чего и как их производят, сколько стоит оригинал. Будет интересно посмотреть видео, в которых распаковывают посылки с куклами, увидеть эмоции, впечатления.  Потом можно подвести ребёнка к согласию накопить ещё, чтобы купить оригинал вместо подделки.

Так вы решите несколько задач: вызовете исследовательский интерес, покажете, что значит качество, оригинал и подделка, воспитаете вкус к хорошему, а заодно потренируете терпение, поможете найти пути, как заработать недостающую сумму.

 

Поощрение детей деньгами за домашний труд

Давать ли детям деньги за выполнение домашней работы  спорный вопрос. Но однозначно одно: нельзя давать детям деньги как плату за уборку или мытье посуды. Всё же это обязанность каждого живущего в доме, маме за приготовление еды никто не платит. 

Одна мама ввела систему поощрения за каждое выполненное поручение в виде наклеек. За заработанные 10 наклеек выдавалась оговоренная сумма. Сначала было всё замечательно: мытьё полов и посуды, уборка и вынос мусора – всё выполнялось с энтузиазмом. Но вскоре пошли жёсткие разборки, какая работа дороже, какая труднее, «задёшево» никто работать не хотел. Начались истерики, когда забыли выдать наклейки, стали приписывать себе невыполненную работу и не выполняли просьбы, если не была назначена «плата». Маме очень не понравились эти товарно-денежные отношения. Эксперимент закрыли. Но если вы закалённый работодатель, то можете попрактиковать такое. 

Только не совершите ошибку, которую допустил один отец. Когда семья сажала картошку, шестилетний сын попросил выделить часть огорода, где он решил сам вырастить урожай и продать его за настоящие деньги. Грядка была с энтузиазмом посажена, подсчитано, сколько денег можно заработать на картошке, ребёнок с интересом наблюдал первые всходы. Но жизнь внесла свои коррективы: когда в следующий раз семья пришла на огород, перед ними было жалкое зрелище: все листочки взошедшего картофеля обглодал колорадский жук. Отец проявил жёсткость начальника и сказал сыну, что раз урожая нет, значит, никаких денег он не получит. Горю и разочарованию мальчика не было предела, и с этих пор он упорно отказывался ездить на огород и помогать родителям, даже когда подрос.

Согласитесь, что здесь нужна гибкость, необходимо было поощрить маленького предпринимателя за инициативу и проделанную работу.

 

Игры в деньги

Игра в деньги призвана научить детей тратить и зарабатывать. Такой игре можно посвятить весь день, вовлечь в неё всех домочадцев.

Дети получают в начале игры небольшую сумму денег (фантиков или нарисованных купюр, главное, чтобы их было немного) и выбирают себе профессию. Всю еду, услуги мамы они должны оплачивать и «работать», чтобы получать откуда-то на это деньги. Например, один из детей – продавец, организует магазин с разными товарами, а второй – воспитатель в детском саду, куда продавец водит своего игрушечного «ребёнка» за деньги. Мама тоже может отдавать в детсад «своих детей» и делать покупки в магазине. Работа по дому в этой игре тоже оплачивается. Ребёнок может организовать концерт и заработать на билетах. Игра увлекательная и полезная, она помогает выбирать деятельность, даёт понимание, что за всё в этой жизни приходится платить. Это для младших детей.

Детей постарше обучать практической экономике и финансам с малых лет можно, купив настольную экономическую игру. «Монополия», «Менеджер», «Экономикус», «Рыжий кот» и другие – как же увлекательно и полезно можно провести время всей семьёй и с друзьями, по ходу узнавая самому и рассказывая детям о налогах, кредитах, активах и пассивах, акциях, инвестициях, игре на бирже и т.д. Играть в такие игры можно начиная с 5 лет. По ходу игры ребёнок учится считать, логически рассуждать, знакомится с терминами. Он может стать миллионером или банкротом, ростовщиком или меценатом. Словом, приобретёт бесценный опыт обращения с деньгами в максимально безопасных условиях. Настольные игры сплачивают семью, делают единомышленниками.

 

Найти детям возможности заработка

Игры играми, но можно найти детям возможности реального заработка.Огромное упущение в воспитании, когда ребёнка заваливают деньгами, он умеет покупать смартфоны, скейты, дроны, но не научился зарабатывать. Важно определиться, на какие цели дети зарабатывают деньги, чтобы деньги были не ради самих денег. 

Да, трудно в городе найти подростку работу. И страшно. А вдруг случится что-то плохое, что-то пойдёт не так? В вопросе денег и заработка родителям не отвертеться от участия, выйдет себе дороже. Мальчишки и сами изобретательны в поиске заработка, но лучше, если инициатива будет исходить от понимающих родителей.

Например, мальчик двенадцати лет захотел электросамокат. За год накопил подарочных денег 10 тысяч рублей, но это была половина нужной суммы. Остальное отец предложил ему заработать. По заказу отца мальчик изготавливал фигурки из гипса, на весенних праздниках продавал цветы. Расходные материалы (гипс, краску) покупал на свои деньги, оплачивал бензин при поездке на оптовый рынок за цветами, цветы тоже покупал на свои. Бабушке и сестре за помощь и поддержку в продаже цветов заплатил шоколадками.

Вырученных денег опять не хватало на самокат. Тогда юный бизнесмен с подачи отца стал изготавливать магнитики на холодильник и брелоки с фотографиями на заказ. Продавал через интернет в соцсетях. Родственники во всём помогали, даже «болели» за увеличение накоплений на мечту, делали внеочередные взносы в копилку, но мальчик всё делал сам: договаривался с заказчиком, редактировал фотографии, закупал комплектующие…  Сейчас 13-летний бизнесмен перемещается по городу на собственном транспортном средстве. 

Учите детей финансовой грамоте

Из приведённых советов и примеров видно, что от вопроса «дети и деньги» никуда не спрятаться, эта одна из сторон повседневной жизни. Нужно «встраивать» ребёнка в товарно-денежные отношения мира, в котором они живут в соответствии с возрастом маленького человека. Для этого необходимо:

  • Обсуждать семейный бюджет с ребёнком, начиная с 5 лет
  • Играть с детьми 3-7 лет в «денежные» игры, моделируя профессии, выдавая «зарплату»
  • Приобрести и играть всей семьёй в настольные «денежные» игры
  • Не платить за домашнюю работу, но дать возможность заработать свои деньги
  • Используйте «собственные» деньги ребёнка для формирования правильного отношения, для обучения планировать покупки, ставить цели, копить и умножать сбережения

Научить обращаться с деньгами так же важно, как говорить, читать, считать. Американский психолог Алан Фромм считает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и учить этому искусству следует именно в детстве.

А как вы планируете познакомить ребёнка с деньгами?
Поделитесь в комментариях!

Ольга Ульяновская

 

©