Возраст от 1 до 3 лет педагогами относится к периоду раннего детства. Очень важное время для развития ребёнка, ведь пассивный словарь (понимание речи) растёт активно, а также закладывается фундамент для развития речи в целом (всех её аспектов). Появляются первые слова, а чуть позже — фразы, которые со временем усложняются. 

ЖЕЛЕЗНЫЕ ПРАВИЛА, которые должны усвоить родители:

1. Говорите с ребёнком! Даже если он неговорящий. Большой ошибкой будет ждать подходящего момента.

2. Задавайте вопросы. Выжидайте паузу, давай возможность ребёнку ответить. Молчит? Отвечайте сами. 

3. Ваша речь должна быть интонационно выразительной. А также старайтесь задействовать мимику и жесты.

4. Не упрощайте слова. Не переживайте, в случае необходимости — ребёнок это сделает за вас!

5. Зеркальте ответы ребёнка (при этом немножко усложняйте его выражение).

— Как говорит киса? — мама.

— Мяу!

— Мяу! Киса говорит МЯУ!

Если Вы выражаете удивление, то делайте это с помощью интонации, мимики и жеста.

Если Вы выражаете удивление, то делайте это с помощью интонации, мимики и жеста.

О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ:

1. Планируйте время вместе. 

Поход в магазин. Можно обсуждать список покупок (даже вместе его написать). Или проговорить план действий в магазине:

— Давай пойдём в магазин? Что мы там купим? Мороженое? Возьмём в магазине мороженое и пойдём на кассу. Дадим тёте денежку! И что скажем? Спасибо!

2. Озвучивайте свои действия и действия ребёнка.

Решили помыть руки? 

— Пойдём мыть руки! Встаёт на ступеньку, открываем кран. Вода тёплая? Тёплая. Мочим руки, берём мыло! Давай мылить наши руки! А теперь смываем мыло водичкой. Ах, какие чистые у нас ручки! 

Или

Собираетесь на улицу? 

— Пойдём гулять? Давай собираться! Что возьмёшь с собой на улицу? Мячик берём? Мыльные пузыри? Мелки? Давай наденем футболку и шорты. Замечательно! А теперь носочки и сандалии! Что мы забыли? Панамку!

3. Говорите о чувствах! 

О радости, о грусти, о злости! Ребёнок только начинает своё знакомство с миром эмоций, очень важно его научить понимать свои чувства. 

— Я понимаю, как ты расстроен! (Ребёнок плачет)

— Ах, как смешно! Какая смешной котёнок! (Ребёнок смеётся над игрой котёнка с клубком ниток). 

— Ты злишься? (Когда у ребёнка не получается построить домик из конструктора, и он кидает его детали)

4. О природе.

Наступила осень? Обратите внимание ребёнка на листья на деревьях:

— Раньше листья были зелёными, а сейчас стали жёлтыми и красными. Ах, как красиво!

5. О желаниях.

Во-первых, большое значение для развития ребёнка имеет его возможность выбирать. Ведь он — отдельная личность, имеющая свои предпочтения. 

— На прогулку наденешь платье — красное или желтое? 

— Ты хочешь рисовать или лепить из пластилина? 

— Какую книжку почитать? «Мойдодыра» или «Курочку Рябу»?

6. Не игнорируйте речь ребёнка, отвечайте ему. 

Бывают ситуации, когда не совсем понятно, что он говорит и, переспросив его, Вы всё равно не поняли. Тогда чтобы не обидеть малыша, можно использовать маленькую хитрость:

— Да что говоришь! Ничего себе! (Делится чем-то эмоционально).

— А покажи! (Что-то просит).

7. Что такое хорошо и что такое плохо.

Даже если кажется, что ребёнок «ничего не понимает» — поверьте, Вам только кажется. А если и сейчас не попытаться, то потом задача усложнится. 

Учите взаимодействовать с детьми и животными. 

— Кошечку мы гладим НЕЖНО (при этом демонстрируем действие или делаем это рукой малыша), кошечка хорошая! Ей нравится, когда её гладят. 

 

— Хочешь поиграть лопаткой мальчика? Надо спросить разрешения. Если даст, тогда поиграешь и вернёшь. А если нет, то будешь играть своей. 

Если мальчик разрешил, то:

— Спасибо! А давай ты тоже поделишься своей? Как же здорово меняться! 

Или же бывают ситуации отказа:

— Мальчик не хочет делиться, это же ЕГО лопатка, он будет играть ею сам.

8. О воспоминаниях. 

Постепенно у ребёнка будут формироваться временные представления, не без вашей помощи, конечно. 

— Вчера мы гуляли в парке, помнишь? А кого мы там видели? Белочку? Белка что делала? Прыгала? Ах, как белочка прыгала с ветки на ветку! Так смешно было!

9. Поручения. 

Давайте задания малышу. 

— Дай ложку. Спасибо! Что это? Ложка?

— Принеси красное полотенце из ванной комнаты.

 

Любовь и поддержка родителей очень важна для ребёнка. Общение способствует не только развитию речи, но и мышления, памяти, вниманию, а также эмоциональному развитию, помогает установить тёплые, доверительные отношения.

©