От Грефа спастись не удалось: Что готовит нам новый учебный год

Фото: Киселев Сергей/АГН «Москва»

Август – последний месяц летних каникул – перевалил на вторую половину, две недели промелькнут, и у школьников снова начнётся учебный год. Каким он будет, что ждёт учеников? Создаётся впечатление, что чёткого ответа на эти вопросы ни у кого нет. Царьград попытался разобраться в этой проблеме.

Автор:
Аля Самитова

Конечно, варианта «у всех всё одинаково» не будет. Многое будет решаться, исходя из ситуации с COVID-19, а она в разных регионах разная. Самое сложное для директоров школ – это организовать учебный процесс, не нарушая при этом многочисленные правила, которые на фоне так и не завершившейся пандемии коронавируса установил Роспотребнадзор своим документом «Об организации работы общеобразовательных организаций».

Самое главное – и это, несомненно, большое облегчение как для ребят, так и для родителей – обучение будет проводиться «в штатном режиме», то есть в очном формате. По этому поводу в документе РПН говорится:

В 2020/2021 учебном году общеобразовательные организации должны обеспечить реализацию образовательных программ в штатном режиме с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Что будет с торжественными линейками?

Роспотребнадзор успел запретить ранее все массовые праздники как в детских садах, так и в школах до 1 января 2021 года, что же касается 1 сентября, то мероприятия, если и будут разрешены, то только на открытом воздухе. Однако ещё в июле глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что его ведомство вполне одобряет проведение традиционных торжественных школьных линеек при «соблюдении норм безопасности»:

Но понятно, что мы должны соблюдать все меры безопасности, чтобы не было никаких вспышек распространения инфекции, чтобы обеспечить здоровье учащихся и учителей.

Дети должны вернуться в школу и продолжать обучение в привычном формате, добавил он.

Несколько дней назад в Минпросвещения уточнили: каждый регион будет сам принимать решения о том, в каком формате будут проходить торжественные линейки. Уже известно, что, к примеру, в Москве 1 сентября линеек проводиться не будет вовсе. При этом, как рассказал мэр столицы Сергей Собянин, учителя должны будут проводить занятия в масках, а вот на школьников это требование не распространяется.

Власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области решили не отказываться от торжественных линеек в школах в День знаний, однако установили и временные рамки – не более получаса и ограничили число участников этих мероприятий – не более 120 человек.

Несколько дней назад в Минпросвещения уточнили: каждый регион будет сам принимать решения о том, в каком формате будут проходить торжественные линейки. Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress.

Комментируя это решение московских властей в беседе с Царьградом, председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец сказала:

Мы не видим логики в запрете линеек. Потому что линейки происходят на улице, и смысл ограничивать детей в этом празднике, в этом торжественном моменте, если потом они всё равно будут находиться все под одной крышей в едином пространстве. Почему бы не  разрешить им собраться ещё на открытом воздухе для того, чтобы дать старт новому учебному году?

Кабинетная система, генеральная уборка и дополнительные выходы

Но линейки это важная, но всё-таки не главная составляющая учебного процесса, а после них ученики разойдутся по своим классам, но не все одновременно, а в соответствии с установленным графиком. Как же в целом будет организовано обучение в этом году, какие ещё рекомендации Роспотребнадзора придётся выполнять руководству школ?

Ежедневная генеральная уборка перед началом занятий, постоянное проветривание кабинетов и коридоров или «фильтры» с обязательной термометрией мало кого удивят. Также рекомендовано использовать все имеющиеся входы в здание для того, чтобы исключить скопление учащихся. То есть речь идёт о пожарных и эвакуационных выходах. И вот тут кроется своя проблема: в большинстве учебных заведений есть и охрана, и специальные рамки с турникетами, но оборудованы ими только главные двери. Директорам школ придётся решить вопрос, как охранять дополнительные выходы.

По мысли специалистов Роспотребнадзора, необходимо добиться того, чтобы перемещение учеников по школам было сведено к минимуму. Поэтому и решено ввести так называемую «кабинетную систему»: у каждого класса будет свой кабинет для занятий, за исключением уроков физики, химии или физкультуры. И тут завучам придётся поломать голову над расписанием, чтобы в эти специально оборудованные кабинеты классы могли приходить в порядке очереди.

Ещё одна сложность организации занятий состоит в том, что необходимо будет выработать такой график уроков, чтобы учебный день для разных классов начинался в своё время, а перемены не совпадали.

Сколько учеников будет в классе? А в столовой?

Ответ на этот вопрос давно содержится в требованиях СанПина:

«Количество детей в помещении должно определяться из расчёта не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося; при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий количество детей в помещении должно определяться из расчёта не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося».

Так что тут ничего нового не добавится, а слухи, циркулирующие давно в соцсетях о том, что «за одной партой будет сидеть только один ученик», не подтвердились. Так что, если в школах эти нормы и раньше соблюдались, то никаких изменений не будет. Однако хорошо известно, что в последние годы в некоторых школах классы были действительно переполнены. Теперь на это никто закрывать глаза не будет.

Ещё одна сложность организации занятий состоит в том, что необходимо будет выработать такой график уроков, чтобы учебный день для разных классов начинался в своё время, а перемены не совпадали. Фото: Alexander Legky/Globallookpress.

И что же делать? Открывать новые классы, переходить на двухсменное обучение? Так и без этого во многих школах дети учатся во вторую смену. Устраивать третью? А где взять столько учителей? Над этим вопросом, пока ещё есть время, придётся ломать голову и директорам, и руководству департаментов образования. Но решить проблему как-то придётся.

Кроме того, в столовые школьники тоже будут приходить по специальному графику, чтобы свести контакты детей из разных параллелей к минимуму. Эта задача – одна из самых лёгких.

Первое испытание сентября – проверочные работы

После режима самоизоляции далеко не всем детям будет легко адаптироваться к школьным занятиям. Однако им почти сразу после начала нового учебного года придётся пройти испытание проверочными работами.

Оценки за них ставить не будут, но учителя должны будут выяснить, какие пробелы остались у школьников после периода дистанционного обучения. Это должно помочь и детям, и преподавателям скорректировать программы по учебным предметам. Минпросвещения обещает оказать в этом свою помощь.

Про дистанционное обучение не забудем?

Считается, что период вынужденной «удалёнки» открыл для школьников некие «новые возможности». Правда, кому-то они показались очень сомнительными, тем более что технически к такой форме обучения оказались готовы далеко не все, особенно если речь шла о «глубинке».  

Но с 1 сентября такая форма обучения большинству школьников не грозит. Правда, скажем, в Новосибирске решили использовать так называемый «гибридный вариант», то есть несколько дней в неделю дети будут учиться очно, а несколько – дистанционно. Коснётся это исключительно учеников средних и старших классов. Малышей же будут учить традиционно пять дней в неделю, в субботу уроки и для них будут проводиться удалённо.

К слову, не исключают использование такого варианта и в ряде других регионов, к примеру, в Москве. А всё дело в двух взаимоисключающих пунктах в правилах Роспотребнадзора: разведение потоков учащихся и сокращение числа детей в классах.

Идеи Грефа продолжают жить

Между тем использовать новые формы обучения всё-таки планируется, и довольно активно. В согласованных с Минпросвещения рекомендациях Роспотребназора (они уже разосланы в органы управления образования) по этому поводу сказано:

При организации образовательного процесса следует рассмотреть возможность использования сетевой формы реализации образовательных программ в части освоения отдельных предметов (предметных областей) и курсов внеурочной деятельности и использования дистанционных образовательных технологий (прежде всего для проведения факультативных и элективных учебных предметов (курсов) (при наличии условий).

То есть идеи главы Сбербанка, который считает, что «удалёнка детей закаляет и готовит к новой жизни», будут внедряться в нашей школе и дальше. Конечно, пока речь в большей степени идёт о подготовке домашних заданий.

В Новосибирске решили использовать так называемый «гибридный вариант», то есть несколько дней в неделю дети будут учиться очно, а несколько – дистанционно. Фото: Kay Nietfeld/dpa/Globallokpress.

А кто их будет контролировать? Конечно, искусственный интеллект, созданный в недрах хозяйства Германа Грефа. То есть от использования образовательных платформ от того же Сбербанка школы отказываться не собираются. Или им не позволяют это сделать? Правда, есть варианты в виде платформ Яндекс. Учебник, Российская электронная школа и нескольких других.

Однако опыт работы с образовательными платформами, полученный в прошлом учебном году, был не самый оптимистический. Как рассказывали родители школьников из Подмосковья, платформы просто зависали, а стоило в виртуальном «классе» собраться больше 20 учеников, система их просто «выкидывала». А как быть в местах, где по-прежнему существуют серьёзные проблемы с доступностью и качеством интернет-связи? Да и в семьях, где больше одного ребёнка, тоже возникают определённые трудности с этой «сетевой формой реализации образовательных программ», ведь тогда у каждого школьника должна быть своя комната и собственный компьютер для выполнения заданий. А далеко не всем такая «роскошь» сегодня доступна.

Ответа на этот вопрос так и не появилось, видимо, школьникам снова придётся залезать с гаджетами на деревья, чтобы «поймать волну».

Эксперимент с ЦОС – что нам ждать от него?

Как известно, в новом учебном году в эксперименте по внедрению Цифровой образовательной среды (ЦОС) примут участие 15 регионов России. Как утверждают в Минпросвещения, речь не идёт о замене традиционного очного образования дистанционным, а платформы ЦОС будут предоставляться только безопасным сервисам с качественным содержанием, для чего создаётся собственная российская система отправки сообщений и видеотрансляций уроков. Планируется проводить интерактивные уроки и задания, которые будут синхронизированы с содержанием одобренных ведомством учебников. Тем не менее весь этот «цифровой эксперимент», отметила Ирина Волынец, не может не вызывать тревоги:

Возникает очень много сомнений. Например, введение цифрового профиля на каждого ребёнка, в котором фиксируется как плюсы, так и минусы, все его промахи, огрехи. И кому это вообще в руки попадёт и каким образом может сказаться на дальнейшей судьбе ребёнка? Родителей также беспокоит и полный отказ от бумажных дневников и журналов. Но больше всего «напрягает», конечно, установка биометрических камер в школах, которые будут следить за тем, кто присутствует, кто отсутствует, нет ли посторонних».

По мнению Волынец, в этом есть элемент вмешательства в зону персональных данных, поскольку биометрические камеры снимают с лица биометрию, чтобы можно было потом идентифицировать ребёнка. Согласие на обработку таких данных будут давать родители или другие законные представители школьников. Конечно, они могут и не дать своего согласия на это, но тогда не исключён «прессинг» со стороны других родителей или руководства школ.

Продлёнки в школах: быть или не быть?

Есть ещё одна очень серьёзная проблема, на которую в беседе с Царьградом обратила внимание Ирина Волынец: никто ещё не знает, что будет с продлёнками. Одни чиновники утверждают, что продлёнки будут работать, как и раньше. С другой стороны, можно услышать заявления о том, что продлёнку отменят. Официальных заявлений по этому поводу нет. И это может стать «головной болью» для многие родителей, считает Волынец:

Нельзя исключать, что под видом «сокращения времени, которое ребёнок проводит в школе», продлёнки действительно закроют. С одной стороны, это логично,  если обстановка с коронавирусом ещё будет сложной. С другой стороны, родители, рассчитывающие на продлёнку и которым не с кем оставить детей, в ужасе. Хотя есть активисты, заявляющие, что «школа не место передержки детей», однако для многих родителей, у которых нет бабушек и дедушек или возможности нанять платную няню, школа – единственное место, где ребёнок будет находиться под присмотром педагогов. Если бы у мамы был выбор, она бы ребёнка своего не на продлёнке держала, а на каком-нибудь самом лучшем кружке, в каком-то замечательном месте. Да и не все мамы готовы стать домохозяйками.

За две недели до начала школьных занятий у родителей по-прежнему остались вопросы, на которые они так и не смогли ещё получить ответов. Хотя есть и обнадеживающие сведения: ученики не будут обучаться дистанционно. По крайней мере большая часть уроков будет проходить в традиционном очном режиме. А обо всех сюрпризах, которые нас могут ещё ждать, мы, видимо, узнаем только после 1 сентября. Но больше всего хочется надеяться на то, что «реформатор школ» Герман Греф будет от нашего образования держаться подальше.

https://vk.com/video-75679763_456254819

©