Прочитала?

– Да.

– Поняла?

– Нет.

Именно с такой беседы начинается, как правило, решение задач (1-6 класс) на начальной стадии, когда ученик только пришёл заниматься с репетитором. Мы уже много говорили о том, почему ребята не справляются с задачами. Ссылку на смежные статьи я оставлю внизу. Там есть упражнения. Кто хочет за лето подтянуться в математике  очень советую посмотреть и поделать. Читатели пишут, что очень даже помогает.

Я указала возраст 1-6 класс, так как на этом этапе ещё есть смысл учить человека решать задачи. Если ученик в девятом классе с этим заданием не справляется и пришёл ко мне, здесь я применяю косметические методы заделывания пробелов. Просто, чтобы сдать экзамены. К пониманию решения задач такие методы не относятся.

За последнее время (в связи со всем известными обстоятельствами) школьники «просели» по многим предметам, и математика  один из них. С одной стороны, дистанционное обучение. Идея интересная, прогрессивная и многообещающая. Я не пошутила. Но, к сожалению, пока сырая. С другой стороны, засилье видеоконтента, отнимающее время наших детей.

Разумеется, смотреть гораздо проще, чем читать и считать

Как чтение влияет на математику?

Прямым образом. Ведь именно в чтении и сидит загвоздка, не дающая решить задачу. А что такое задача?

Это текст, в который вставлены арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

И вот тут-то я и обязана сказать правду: понимание задач зависит от умения читать текст, осмысливать текст и пересказывать текст. Зависимость эта прямая и безоговорочная!

А нынче ребята всё больше смотрят, а не читают. Сколько времени уходит у ваших ребят на чтение в день? Нисколько? Не каждый день читаете, да? Лето, каникулы, пусть отдохнут и всё такое, да?

Нет! Читать необходимо каждый день! Прошу вас, сделайте это обязательным занятием и не пропускайте ни дня!

Статья про чтение скоро будет на канале)

Покажу наглядно, как текст влияет на ход решения задачи:

  • У Тани 5 пирожков, а у Лены на два пирожка больше. Сколько пирожков всего у Тани и Лены?

Здесь всё понятно. Берём Таню, добавляем (прибавляем) два пирожка — получаем Лену. Легко. Складываем Таню и Лену – готово. С такой формулировкой задачи справляются почти все ученики начальной школы. Но создатели задач (авторы учебников) хотят добиться от школьников более высоких результатов и усложняют текст:

  • У Лены на два пирожка больше, чем у Тани, у которой 5 пирожков. Сколько пирожков всего у Тани и Лены?

Уже сложнее, но решаемо, то есть читаемо. Сейчас покажу формулировку, которая вызывает у школьников полное непонимание (по моим личным наблюдениям):

  • У Тани 5 пирожков, что на два пирожка меньше, чем у Лены. Сколько пирожков всего у Тани и Лены?

Что? ЧТО?! Это «что» стабильно вышибает из колеи большинство учеников. А почему? Потому что не читают. Или читают настолько мало, что навык чтения и навык понимания не успевают сформироваться.

Предлагаю вам вот такие упражнения для дружбы с задачами. Вы сами можете так дома тренироваться. Из этих математических пазлов (вы поймёте по видео) вы сконструируете простые задачи, которые потом можно будет усложнить текстом. Всё зависит от ваших навыков чтения. А уж в вас-то, друзья мои, я не сомневаюсь:

https://www.youtube.com/watch?v=LxIasUY1Di8

Вот смежные статьи по теме «Решение задач»:

«Для тех, у кого не получается решать задачи»

«Почему ребёнок не может решить задачу? Три основных причины»

«Как научиться решать задачи? А вы знали про этот приём?»

Вот видео с подробным ходом рассуждений при решении задач.

Предлагаю игру. Вот вам Таня и Лена с пирожками (задача). Попробуйте максимально усложнить эту простую историю. Давайте поупражняемся в составлении задач. Думаю, настроение у нас улучшится. Я первая попробую. Жду вас в комментариях😊

©