Работа учителя – одна из самых сложных: за неё мало платят, а отношение в обществе к школьным преподавателям скорее негативное. Уже этого было бы достаточно, чтобы объяснить отток рядовых кадров из системы образования, но это проблемы, которые озвучены давно: никто не идет в школу за большими зарплатами или высоким социальным статусом.

Оригинальный источник данного материала находится по ссылке .

С какими ещё трудностями сталкиваются педагоги начальной школы?

  • Первая трудность, с которой сталкивается молодой педагог, придя в школу – отсутствие системы наставничества, времени на введение в должность, подготовки к практической работе: вчерашний студент сразу идёт «на передовую». Начало трудовой жизни – стресс сам по себе: без практики продолжительной работы, знания тонкостей профессии, умения противостоять сложностям взаимодействия с руководством, детьми, родителями новичку сложно. Но в школах существует негласное правило: опытные педагоги уже на этапе зачисления или обучения в подготовительной школе отбирают детей в свои классы (более способных, подготовленных, адаптированных), а новичкам достаются все остальные.
  • Остальные – это какие? Дети в школу приходят самые разные:не умеющие читать-писать и подготовленные на уровне 2 класса
    плохо владеющие русским языком и знающие несколько разных
    с особенными потребностями в обучении (но не такими диагнозами, которые ограничивали бы их приём в общеобразовательную школу)
    не знающие правил поведения в классе (что на уроке нельзя ходить, вставать, говорить вслух, отвечать без разрешения учителя)
    со слабыми коммуникативными навыками
    не умеющие решать конфликты и прекрасно социализированные.

Если при основной массе подготовленных детей в классе 5-6 человек требуют особенного внимания, работать можно, но новичкам часто формируют целый класс «сложных» деток.

  • От чего страдают и опытные, и новички в педагогике? От ненормированного рабочего дня. Так было всегда: выражение «учительские дети» в значении «заброшенные» существовало с советских времён. Подготовка к урокам, проверка тетрадей, составление поурочных планов, конспектов уроков, перспективных годовых планов, сценариев внеклассных мероприятий, их проведение, посещение с детьми экскурсий, подготовка выступлений для внутришкольных событий… К этому добавилось заполнение электронных журналов, дневников, отслеживание по мессенджерам явки учащихся, постоянное присутствие в чатах с руководством и родителями, заполнение отчётов по безопасности (маршрут ребёнка, кружки, которые он посещает и т. п.), психологических характеристик, составление профилей учеников с данными о семье, месте прописки, реального проживания. Нужно ещё оставить время на реальное взаимодействие с детьми в трудной жизненной ситуации (посещение учителем на дому), визиты к тем, кто на домашнем обучении по состоянию здоровья. А у учителя есть ещё своя семья, должно оставаться время на увлечения, спорт, многие хотят получать дополнительный доход, ведь зарплата небольшая.
  • Условия труда. Учитель проводит ежедневно 6-7 уроков, подменяет коллег, на перемене несёт уголовную ответственность за детей всё время их пребывания в школе. Поесть, сходить в туалет или перекинуться парой слов с коллегами – если повезёт, но чаще всё это после уроков. Зачастую в «началке» уроки технологии и рисования ведут предметники, но задача учителя – проследить за тем, чтобы дети переоделись на физкультуру, нашли папки с альбомами и красками, вовремя оделись для занятий на улице и обратно, дошли до столовой, поели и вернулись на урок. Это стандартный набор обязанностей, но добавив к нему массу документальной, организационной работы, понятно, что уроки, их проведение и подготовка занимают 20% времени учителя. Работать постоянно в режиме такой многозадачности и под давлением непросто.
  • На что уходит большой отпуск? Для учеников начальной школы в июне работает школьный лагерь, учителя заняты в нём — а августе уже пора готовить кабинет к 1 сентября, проводится педсовет и другая организационная работа.
  • Ежегодные планы. В отличие от прошлых лет, когда в плане темы разбрасывались по датам в соответствии с расписанием занятий, сейчас составляется план на основе учебно-методического комплекса, одобренного Министерством образования и просвещения. Учителя заполняют несколько пунктов, раскладывают планы по папкам до аттестации, что занимает время.
  • Учитель начальных классов готовится к каждому уроку: он не ведет один и тот же предмет у трёх классов в параллели, каждый день готовит конспект 4 уроков, подбирает иллюстративный материал. Это суть профессии, но её педагог выполняет после работы, вечером или ночью.
  • Участие в олимпиадах, конкурсах с первого класса – еще одно требование к классным руководителям начальных классов. Кто-то из родителей готов платить деньги за участие, самостоятельно регистрировать детей на сайтах организаторов, но большинство не уделяет так много времени и средств участию в конкурсах без неочевидной пользы. Для большинства семей углублённое обучение, получение грамот на конкурсах и призовых мест на олимпиадах становится важным только после 8 класса. И значение имеет только участие в «перечневых» олимпиадах, а в испытаниях, организованных ради сбора оргвзносов, участвуют скорее ради тренировки. Учитель должен вести учёт всех детей, принимающих участие в конкурсах, хранить копии грамот, составлять отчёты.
  • Курсы повышения квалификации – обязательное условие для тех, кто хочет остаться в профессии. Полезны ли эти курсы практикующим педагогам? Обычно это повторение основ педагогики. После 2-х недель обучения и выполнения домашних заданий на курсах учитель возвращается в школу, где его заменяли другие преподаватели (дополнительно к своим урокам) и отстали от программы (если заменяют разные педагоги, это неизбежно).
  • Аттестация – обязательный этап подтверждения квалификации. Педагог готовит на протяжении года тонны документов – поурочные и перспективные планы, копии грамот, характеристики на детей, отчёты по мероприятиям, конкурсам. Но фактически мастерство учителя, которое он каждый день проявляет на уроке, никто не проверяет.
  • Классный руководитель должен вести внеурочную работу с детьми по 5 направлениям. Фактически работа ведётся в классе: дети устают, темы предлагаются неинтересные, пользы от этой работы мало. Такая же история с воспитательными мероприятиями – учитель может самостоятельно разработать план мероприятия, но фактически времени на работу нет, остаются только отчёты.
  • Общение с детьми и родителями – учитель ограничен в средствах воздействия на ребёнка, а родители свободны в своих требованиях и предъявляют их педагогу без стеснения. Педагог оказывается в уязвимом, беззащитном положении, что снижает мотивацию, приводит к оттоку кадров из школы – не все готовы отражать атаки руководства, родителей и детей день за днём.
  • Школьная система, с одной стороны, усиливает нагрузку на детей, с другой, отменяет домашние задания в 1-м классе. Но домашняя работа помогает детям проработать в индивидуальном порядке то, что учитель бегло рассказал в переполненном классе! Без этапа закрепления знаний работа движется сложнее и для преподавателя, и для школьника.
  • Больничный для учителя – редкость, потому что догонять пропущенное и восстанавливать придётся долго, а работа с маленькими детьми, которые часто болеют, ходят в школу с насморком и кашлем, заражают друг друга и педсостав, располагает к частым болезням. Учитель может (теоретически) все 7 уроков вести в маске, но этим он защитит детей, а не себя.

Перечисление проблем не решит их, но обсуждение позволит понять, с какими трудностями сталкивается учитель даже в самой «безопасной» начальной школе: и на уровне организации работы, и на уровне содержания, и на уровне отношения к персоналу.

©