В чем суть алгоритма «Беги, прячься, бей», каких правил придерживаться в общении с агрессивным подростком и как проявляется аутоагрессия.

Подростковая агрессия: первые звоночки и как окружающим уберечься от ее последствий
Источник: Unsplash (@chuttersnap)

После трагедии в Казани мы много говорим о безопасности школ и пытаемся понять, мог бы охранник или учитель предотвратить нападение. Однако подобные разговоры — это лишь попытка «лечить» симптом, а не бороться с «болезнью».

В чем причина подростковой агрессивности, к каким последствиям она приводит и можем ли мы предотвратить подобные ситуации?

Справка

11 мая 19-летний Ильназ Галявиев расстрелял учителей и школьников казанской гимназии №175. В результате девять человек погибли, еще 23 пострадало. После задержания Галявиева арестовали на два месяца. 

Корни проблемы

Все подростки агрессивны. И это совершенно нормально. Причины такого поведения лежат в двух плоскостях:

1. Биологическая

Источник: Unsplash (@bantersnaps)

В ее основе — влияние гормонов, перестройка и особенности работы головного мозга в пубертат. В крови подростка буквально бурлит гормональный коктейль, в который в том числе входит тестостерон, ответственный за агрессивное поведение. При этом префронтальная кора, которая отвечает за логику и рациональные решения, еще недостаточно развита, поэтому подросток не может контролировать себя и вспышки агрессии.

2. Социальная

Она включает социальное окружение в школе, отношения с родителями и братьями или сестрами, если они есть. Если ребенка не принимают в школе и у него нет друзей за ее пределами, если в семье гнетущая и неподдерживающая атмосфера, то он становится более склонным к проявлению агрессии. Строгое воспитание и жесткий контроль со стороны семьи тоже приводят к протесту и агрессивному поведению.

Агрессивное поведение давало подросткам эволюционное преимущество: если ты можешь дать отпор и конкурировать за ресурсы, ты выживаешь, а значит, передаешь свои гены по наследству. Сегодня конкуренция строится совсем на других принципах, но наша биология не успевает перестроиться под стремительно меняющийся мир, поэтому агрессивное поведение становится проблемой как для тех, кто его проявляет, так и для окружающих его людей.

Последствия агрессии

Стоит отметить, что агрессия сама по себе неплохая и нехорошая. Это одно из естественных состояний человека, которое помогало ему выжить. Проблемой агрессия становится тогда, когда человек не умеет управлять этой эмоцией и использовать ее конструктивно. Агрессия может проявляться конструктивно и деструктивно.

Агрессия, направленная на себя (аутоагрессия)

Подростковая агрессия: первые звоночки и как окружающим уберечься от ее последствий
Источник: Unsplash (@jeswinthomas)

Очень часто в семьях, где есть запрет на негативные эмоции, а родители подавляют детей и контролируют каждый их шаг, ребенок быстро понимает, что нельзя проявлять агрессию. Но она в любом случае требует выхода. И тогда ребенок направляет ее на себя. Он физически или психологически причиняет себе боль.

Проявлениями такой агрессии становятся: 

  • негативные установки,
  • отсутствие веры в себя и свои силы,
  • низкая самооценка,
  • замкнутость.

В крайних случаях такая агрессия переходит на физический уровень: ребенок намеренно причиняет себе вред — ударяется о какие-то предметы, например, бьется головой о стену, режет кожу, щиплет себя до синяков и так далее. Аутоагрессия намного опаснее обычной агрессии. Она тихая, часто незаметная, но может стать причиной большой трагедии. Однажды ребенку может надоесть терпеть, и его злость переместится с себя на внешний мир.

Агрессия, направленная на других

Такую агрессию проявляют дети, которых мы называем задирами и трудными подростками. С ними действительно трудно. Любой вопрос они воспринимают как нападение, поэтому нападают в ответ. Они много хамят и бросаются с кулаками на любого обидчика, могут быть инициаторами буллинга или его жертвами, демонстративно нарушают правила и нормы поведения. Таким образом, ребенок старается завоевать свое место под солнцем и заработать авторитет. Если дети-агрессоры не находят поддержки в семье и не могут сформировать социальное окружение в школе, то они могут примкнуть к агрессивным субкультурам, например, футбольным фанатам или неонацистам.

Достижение результата — это один из немногих конструктивных выходов для агрессии. Поэтому ребенка, который часто ведет себя не сдержанно, нужно обязательно отдать в спорт. Занятия, например, скалолазанием, рафтингом или исторической реконструкцией помогут ему выплеснуть свои эмоции. При этом он всегда будет под присмотром тренера. Родителям следует поощрять именно такой выход агрессии. 

Как понять, что ребенку нужна помощь

В норме о проблемах ребенка мы узнаем до того, как ситуация выходит из-под контроля — он собирает бомбу, планирует самоубийство или другой способ причинить физический вред обидчикам. Но к сожалению, не каждый родитель обладает нужными психологическими знаниями, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

Чек-лист, который поможет понять, что ребенок подавляет агрессию и находится на грани срыва:

  • Ребенок не идет на контакт и на все вопросы отвечает односложно или общими фразами.
  • Любое критическое замечание вызывает слезы или вспышки агрессии, ребенок хлопает дверью и не хочет ничего обсуждать.
  • Ребенок предпочитает носить закрытую одежду с длинными рукавами даже в жаркую погоду.
  • Ты замечаешь у него синяки и порезы, происхождение которых он не может объяснить.
  • У ребенка часто без видимых причин меняется настроение, но чаще он подавлен и сердит.
  • Он старается вызвать негативные эмоции у других и провоцирует конфликты.
  • Ты замечаешь признаки пассивной агрессии — он избегает прямого общения, отрицает гнев, не выполняет взятых на себя обязательств (например, говорит, что уберет в своей комнате, но не делает этого).

Сами по себе эти признаки необязательно говорят, что ребенок подавляет агрессию. Однако они могут стать тревожными звоночками, на которые стоит обратить внимание и принять меры профилактики.

Работа на опережение

Некоторые дети действительно более агрессивные, чем их сверстники. Это понятно еще в младшем дошкольном возрасте. Они часто становятся виновниками конфликтов, все проблемы решают кулаками и очень плохо умеют договариваться. Если мы не научим их проживать эти эмоции правильно, будем отмахиваться от них и говорить ребенку, что злиться — недопустимо и плохо, то к подростковому возрасту мы обязательно получим проблемы. Какие? Предсказать невозможно. Но, как и любые другие, их проще проработать на опережение и научить ребенка, как жить с гневом, злостью и агрессией.

Вот основные правила:

  • Не бывает плохих эмоций
    Ребенок не видит разницы между собой и своими эмоциями, поэтому когда мама или папа говорят, что злиться — плохо и неправильно, малыш считает плохим и неправильным себя. Чем больше мы его ругаем, тем больше он убеждается в своей правоте и рано или поздно приходит к выводу, что, если ты все равно плохой, то можно вести себя, как хочется.
  • Эмоциями нужно управлять, а не подавлять
    Подавление эмоций — не лучшая стратегия в работе с ними. Чем больше мы их подавляем, тем больше проблем получим в итоге. Подавление гнева приводит к психосоматическим заболеваниям и аутоагрессии. Кроме того, если периодически не выпускать пар, рано или поздно его станет так много, что агрессия переходит на другой уровень и станет опасной не только для ребенка, но и окружающих его людей.
  • Научи ребенка проявлять эмоции экологично
    Дети из-за незрелости коры головного мозга не могут силой воли управлять собой и своими эмоциями. Они плачут и злятся, могут драться и кусаться. Нам, родителям, нужно научить ребенка проживать эти эмоции экологично, ведь они ранят не только окружающих, но и его самого.
    — Вначале покажите ребенку, что его эмоция нормальна, и вы любите его, несмотря ни на что. 
    — Обязательно проговаривайте, что он чувствует: «Ты злишься из-за того, что у тебя не получилось / ты не получил того, что хотел». Ребенок должен знать, что это нормально.
    — Позже, когда малыш научился распознавать эту эмоцию, учите его экологично проявлять ее. Бить подушки или игрушки — не лучший вариант. Лучше покричать в специальный пакет злости или заняться любой физической активностью — приседать или бегать, пока вся злость не закончится.
    — Также можно рисовать злость, а потом разорвать ее на мелкие кусочки. По мере роста и взросления ребенку все реже придется прибегать к таким «костылям»: он сможет заранее понимать, что с ним происходит и купировать приступы злости.
  • Направляй ребенка
    Если вы видите, что ребенок склонен к агрессии и злости, найдите ему подходящее занятие. Не стоит отдавать его в бокс. Это может усилить агрессию. Лучше выбрать активные виды спорта типа футбола. Также, когда ребенок подрастет, вы можете подобрать ему кружки по интересам: театр, исторической реконструкции, рисования или лепки.
  • Не дави на ребенка и делегируй ему возможность принимать решения
    Это очень тонкий момент. С одной стороны, ребенок не всегда может принять верное решение и понять, что ему действительно нужно. С другой — если мы будем принимать все решения за него, не будем учитывать его мнение, склонности и интересы, то рано или поздно ребенок будет бунтовать. Мы должны давать ему право выбора в соответствии с возрастом и ментальными особенностями. Это не значит, что мы потакаем всем его желаниям. Это значит, что ребенок вполне может решить, что он хочет есть на ужин или в какой футболке ему идти в детский сад. Чем старше ребенок, тем большую зону ответственности мы на него перекладываем.
Подростковая агрессия: первые звоночки и как окружающим уберечься от ее последствий
Источник: Unsplash (@chuttersnap)

С поправкой на возраст эти правила работают и с подростками. Да, это может казаться глупым или неуместным, когда вы проговариваете эмоции со взрослым ребенком. Но это поможет ему лучше понимать себя и справляться со сложными ситуациями.

Как вести себя в экстрим-инструкция, или как работает алгоритм «Беги, прячься, бей»

Подростковая агрессия: первые звоночки и как окружающим уберечься от ее последствий
Источник: Unsplash (@mclee)

Обязательно проговори с ребенком, как вести себя в экстремальных ситуациях. Никакая охрана не помешает стрелку ворваться в школу. Ребенок должен знать, что делать. Это не перестраховка, а здравый смысл. Мы же рассказываем детям, как вести себя с незнакомцами или что делать в случае пожара. Тут — то же самое.

В американских школах детей учат алгоритму «Беги, прячься, бей». Расскажем о нем подробнее.

  • Беги
    Объясни ребенку, что если есть возможность, он должен постараться покинуть здание и убежать от стреляющего/нападающего как можно дальше. Пусть он не беспокоится о вещах. Намного важнее оказаться в безопасности и сообщить о случившемся.
  • Прячься
    Если не удается покинуть помещение или стрельба ведется на открытом пространстве, объясни ребенку, как найти укрытие. Им может быть что-то очень толстое и надежное — например, каменная стена или большое дерево. Прятаться в шкафу или за партой ненадежно.
  • Бей
    Если не получается спрятаться, нужно дать отпор нападавшему. Дети должны понимать, что если их много, а преступник один, то они могут попробовать физически обезвредить его. Для самозащиты подойдут любые  тяжелые предметы. Например, огнетушитель. Действовать в этом случае нужно организованно: один старается отобрать оружие, другой — обезвредить противника.
Мы не в силах избежать всех негативных ситуаций, но можем подготовиться к ним сами и научить ребенка, как вести себя в них. Если ты чувствуешь, что не справляешься, и ребенок остается агрессивным вопреки всем вашим усилиям, это повод обратиться к врачу или психологу. Возможно, речь идет не об особенностях характера, а об органических повреждениях мозга. Просить помощи — не стыдно.
Карина Рихтере

Автор

Карина Рихтере

Психолог, специалист по детско-родительским отношениям

©