В дошкольном детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

В младшем дошкольном возрасте еще не выдвигается требование обязательного целенаправленного воспитания двигательных (физических) качеств. Однако меняющиеся игровые ситуации и правила игр заставляют маленького ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным и т. д.

Многократное повторение этих действий требует от детей внимания, волевых и физических усилий, координации движений.

Уже в младшем дошкольном возрасте подвижные игры являются средством не только для развития движений, но и для воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость.

Подвижные игры в основном — коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках, издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда, автомобиля, самолета.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Наседка и цыплята

ЦЕЛЬ: развитие внимания, ловкости, быстроты.

МАТЕРИАЛ: веревка или скамейка.

ХОД ИГРЫ

Дети сидят или стоят. На одной стороне площадки веревкой отгорожен «курятник», где помещаются «цыплята» (дети) с «наседкой». Сбоку в стороне находится «большая птица» (один из малышей). «Наседка» покидает «курятник», подлезает под веревку и отправляется на поиски корма.

Она зовет «цыплят»: «Ко-ко-ко», они на ее зов подлезают под веревку и вместе с ней гуляют на площадке («клюют зернышки»: наклоняются, приседают и т. д.). При словах взрослого: «Летит большая птица!», «цыплята» убегают домой. Из игры выбывают «цыплята», пойманные «большой птицей».

Птичка

ЦЕЛЬ: развитие внимания, умения быстро бегать.

ХОД ИГРЫ

Дети сидят на стульчиках или на коврике, один ребенок изображает птичку, он сидит на корточках впереди всех. Взрослый поет:

— Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко,

Посиди, не улетай.

Улетела — ай!

(А. Барто)

После слов «Улетела — ай!» «птичка» улетает, т. е. убегает, махая руками, как крыльями, и прячется. Взрослый предлагает детям найти «птичку». Все бегут, находят «птичку» и приводят к взрослому, после чего игра повторяется.

Зайки

ЦЕЛЬ: обучение прыжкам.

ХОД ИГРЫ

Дети стоят кружком, один в центре. Взрослый поет, а дети двигаются в соответствии со словами песенки:

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Увидали зайчика,

Поманили пальчиком.

(Дети прикладывают правую ладошку к глазам, «всматриваются». «Зайчик» сидит в центре на корточках, дети манят его пальчиком.)

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

(Хлопают в ладошки, «зайка» скачет.)

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

(Все дети прыгают на своих местах, а «зайчик» — в центре круга.)

Появляется «волк» (взрослый), все дети убегают.

Игра с мишкой

ХОД ИГРЫ

Взрослый ходит по комнате, переваливаясь, изображает медведя. Ребенок стоит в противоположном конце комнаты. Взрослый говорит:

— Мишка по лесу гулял,

Нашу Машеньку искал.

Долго, долго он искал,

Сел на травку, задремал.

(«Мишка» на стуле «засыпает». Ребенок бегает вокруг.) Взрослый говорит:

— Стала Машенька плясать,

Стала ножками стучать.

Мишка, Мишенька, вставай,

Нашу Машу догоняй!

(А. Ануфриева)

(«Мишка» просыпается, «рычит» и догоняет ребенка.)

Кот и мышь

ЦЕЛЬ: развитие внимания, ловкости, быстроты.

ХОД ИГРЫ

Взрослый изображает кота, ребенок — мышку. Ребенок сидит «в норке» (за стульчиком), «кот» ходит по комнате, говоря при этом:

— Котик по двору идет,

Ищет мышек Васька-кот,

Ищет мышек кот.

Тихо мышка сидит,

На кота она глядит,

На кота глядит.

(Е. Тихеева)

Взрослый садится на стул и закрывает глаза – «спит». «Мышка» подходит на близкое расстояние, видит, что «кот спит», бегает и играет вокруг «кота». «Кот» потягивается, открывает глаза, «мяукает» и бросается ловить «мышку». Она убегает в «норку».

Пес Барбос

ЦЕЛЬ: развитие внимания, ловкости, быстроты.

МАТЕРИАЛ: игрушечная собачка.

ХОД ИГРЫ

Взрослый сидит на стуле, в руках у него игрушечная собачка, которая «спит». Взрослый говорит:

— Вот сидит наш пес Барбос,

В лапы спрятал черный нос.

(Ребенок встает с места и подходит к собачке.)

Ну, Барбос, скорей вставай!

И Наташу догоняй!

(Е. Тихеева)

Взрослый с собачкой бежит за ребенком и говорит: «Гав-гав!». Пойманный ребенок садится на место, и игра начинается снова.

Карусель

ХОД ИГРЫ

Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

— Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

(Е.Тихеева)

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.

Мотылек

МАТЕРИАЛ: яркий сачок.

ХОД ИГРЫ

Взрослый поет, а ребенок изображает мотылька.

На зеленом на лужку

Мотыльки летают

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

(Малыш бегает, руки в стороны – «мотылек летает».)

Тетя вышла на лужок,

У нее в руках сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

(А. Ануфриева)

( После слов «Берегись-ка, мотылек» ребенок убегает, и взрослый «ловит» его сачком.)

Картинки — звукоподражания для малышей.

Уважаемый посетитель сайта

olgasergeeff.ru

«Педагогический калейдоскоп»,

предлагаю Вашему вниманию

картинки — звукоподражания

животным

Художник замечательных картинок — Наталия Козик.

Занимайтесь со своим малышом, развивайте его речь.

http://numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-snegirja.html

http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-sinicu.html

http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagadki_pro_sviristel.html

http://kidsclever.ru/content/zagadki-pro-soyku

Некрылова А. Ф./составитель. Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1989, с. 395.

Санжаровский А. Н./составитель, под ред. Науменко Г. М. Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки. – М.: «Детская литература», 1981, с.11.

Науменко Г. М. /составитель. Умный Ивашка. Жар-птица и Золотое зерно: Русские народные загадки. – М.: «Детская литература», 1991, с. 30.

Автор: Татьяна Ерофеева
МБУ «Школа № 23» структурное подразделение д/с «Жар-птица» городского округа Тольятти

©