Да, может быть и так

Ребёнком, который читает к трём годам, все восхищаются. А тем, кто здорово танцует или умеет решать конфликты, восторгов почти не достаётся. Почему? Полина Раскатова в блоге проекта «Альтернативное образование в России» рассказывает о восьми с половиной типах интеллекта, которые помогут выстроить по-настоящему всестороннее образование.

Всё чаще встречаю тех родителей, которые хотят увидеть интересы ребенка, понять, что его по-настоящему увлекает, помочь ему раскрыть способности и таланты. И всё же, несмотря на такой пристальный взгляд родителей и их внимание к интересам детей, главными предметами в школе по-прежнему остаются математика и русский язык: «Потом ведь ЕГЭ сдавать!» Из-за этого многие школьники чувствуют себя неуспешными.

Мы как будто раскачиваемся на качелях: учеба в школе как академическое направление — это одна история, а развитие ребенка в кружках и секциях по интересам — другая. А что если эти оба направления совместить? Говард Гарднер, психолог Гарвардского университета, много лет занимался исследованиями детей по всему миру из разных культур и установил, что существует восемь с половиной типов интеллекта.

Замечали ли вы, что даже решая одну и ту же задачу, дети совершенно по-разному будут о ней рассказывать (естественно в спокойных условиях, без «давления» оценок и прочих мотиваций, которые загоняют ребенка в рамки). Один ребёнок эту задачу будет пересказывать с упоением, красиво говоря об условиях задачи. Другой будет как будто «показывать» задачку всем своим телом, как будто снова ее «проживать», жестикулировать. Третий будет искать отклик в ваших глазах, «считывать» вашу мимику, точно будет знать, какой момент в задаче вас заинтересовал, даже если вы не произнесли ни слова. Дети разные и способы восприятия ими информации тоже разные.

Как говорил Альберт Эйнштейн: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Итак, чтобы посмотреть на своего ребенка под другим ракурсом, обратимся к восьми с половиной типам интеллекта Г. Гарднера.

1. Лингвистический — быстро учатся читать, писать, легко осваивают иностранные языки, обожают слушать сказки, истории, совместное чтение книг.

2. Логико-математический — левополушарные дети, которые легко управляют числами, помнят даты событий, номера телефонов. Разгадывать ребусы, головоломки — любимое занятие.

3. Музыкальный — хорошо развиты чувство ритма, музыкальный слух, подручными средствами отстукивают ритм, подпевают, слушают самую разную музыку.

4. Пространственно-визуальный — отлично ориентируются в пространстве, у них прекрасное воображение, любят рисовать и разбираются в сочетании цветов, хорошо собирают пазлы, разбираются в геометрии, «видят» предметы целиком и в разрезе, могут сделать «перестановку» мебели у себя в голове.

5. Двигательный — хорошо развито физическое тело и его навыки, тянутся к танцам, спорту, обычно хорошо едят, движениями тела «говорят» лучше, чем словами, любят выступать, нравится мастерить, обычно у таких детей хорошо развита мелкая моторика.

6. Межличностный — обладают способностью тонко чувствовать настроение другого человека, интуитивно разбираются в психологии, с чувством юмора, харизмой, «читают» язык мимики и жестов, ориентируются в общественной жизни и рано развивают навыки общения с людьми.

7. Экзистенциальный —хорошо понимает себя, свои чувства, может управлять своими эмоциями и разобраться в себе, понимает причины происходящего в своем внутреннем мире и обладает достаточно высокой степенью осознанности, рано интересуют вопросы жизни и смерти, как устроен мир, философские концепции, религиозные учения, умеют планировать, следовать правилам.

8. Натуралистический — осведомлены обо всём, что их окружает. Природа, растения, животные — их среда, близки к научному типу мышления, стремятся наблюдать, исследовать, любят походы, экологические акции, а также все систематизировать.

0,5. Духовный — есть во всех типах. Это то неизведанное в каждом ребенке, которое невозможно измерить, которое вне времени, оно внутри любого процесса, оно просто есть.

Гарднер пришел к выводу, что не стоит оценивать детей только по лингвистическому и математическому типу, нужно ребенку дать возможность развить все аспекты.

Педагоги нашей школы предлагают каждому ребенку каким-либо способом из вышеперечисленных типов выразить то, что он изучил. То есть использовать способ, свойственный данному типу мышления. Эти восемь с половиной типов интеллекта — один из инструментов, чтобы помочь реализовать потенциал, который уже заложен, помочь детям распознать способности, с которыми они уже родились.

А письмо и математика — такие же инструменты для самовыражения ребенка, как песня, танец или измерительные приборы для научных исследований!

©