В прошлой статье  я рассказывала о книге М.М.Безруких «Обучение письму» и о том, как может навредить раннее обучение курсивному письму.

 

Сегодня продолжу знакомить вас с выдержками из книги и остановлюсь на мифе, который набирает все большую популярность. 

«Причина плохого почерка – современная шариковая ручка. «Вот перышком писали, совсем другой почерк был».

Действительно, при письме чернильными ручками у многих (но далеко не у всех) детей почерк был лучше. Но дело не в ручке, а в скорости письма, чернильная ручка ограничивала ритм и темп письма,просто не позволяла увеличивать скорость письма так, как это происходит сейчас на начальных этапах обучения. Невозможно было писать постоянно, не останавливаясь: нужно было макать перо в чернила буквально после каждой буквы.

Именно медленный темп позволял лучше формировать навык. Если при письме шариковой ручкой соблюдать это условие, результат будет не хуже».

.

То есть чернильная ручка нужна не ребенку, а взрослому, которому не терпится набрать обороты в обучении. Если же взрослый понимает, насколько напряжен ребенок, насколько сложен сам процесс письма для него, и не форсирует, а дает ребенку возможность писать в его собственном темпе, то сама по себе перьевая ручка не нужна.

Процесс письма пером намного сложнее. Те красивые фотографии тетрадей пятидесятых годов с идеальными буквами, которые вы наверняка видели в интернете, – случаи единичные. Большинство же ребят того времени с трудом могли соблюсти все требования учителей. Несмотря на длительные уроки чистописания унифицировать почерк всех детей все равно не удавалось.

Вот что пишет М.М.Безруких:

Почти все мои одноклассники (и, я уверена, – все сверстники) ненавидели письмо и уроки чистописания. Сейчас мы можем объективно оценивать плюсы и минусы различных методик, но в 1940-1950-ые годы индивидуальные особенности ребенка не учитывались даже в чистописании. Все в школе было подчинено одной цели – «воспитанию социалистического отношения к труду.

.

Воспитательные задачи чистописания были четко сформулированы в книге учителя начальных классов А.А.Герасимчук:
«красивое письмо получается только при полной собранности ученика, внимании, старании и точном выполнении каждого элемента буквы: тренировка же в подобных работах воспитывает такие черты характера, как старательность, аккуратность, точность, исполнительность, добросовестность и полную ответственность».

Представим себе, насколько эти черты характера будут полезны и востребованы сегодня! ?
У нас вообще самые востребованные профессии сейчас: повар, водитель и продавец ?.

Но вернёмся к перьевой ручке…
Какой ценой достигались те красивые страницы на фотографиях в интернете?

«Несложно представить себе все проблемы тех детей, которые, сколько бы ни старались, не соответствовали требованиям, а наказания за неисполнительность и недобросовестность следовали незамедлительно. Наказывали, вывешивая на доску тетради с небрежным почерком самых безответственных детей, которые подводили весь класс (я пошла в школу в 1952 году, и моя тетрадь тоже неоднократно «прикнопывалась» к доске), ставили двойки за  письменные работы, жаловались родителям, стыдили на всех родительских собраниях. Самую лучшую тетрадь, а в нашем классе она была единственной, показывали как пример для подражания на каждом уроке, и все остальные чувствовали свою неполноценность».

 

Одна тетрадь на класс… ?

Итак.  Дело не в перьевой ручке, а  в темпе.

На самом первом этапе обучения письму очень важно давать ребенку писать медленно.

А теперь вопрос на миллион:

ЧТО ТАКОЕ ПИСАТЬ МЕДЛЕННО?
На Ваш взгляд, сколько знаков в минуту считать медленным темпом?

Попробуйте замерить скорость письма у ребенка.

©