Эта статья посвящена одному из самых неудобных моментов в воспитании детей. То, о чём пойдёт в ней речь, обычно стыдливо замалчивается.

Детство и материнство (кем-то очень неумным и злым) давно превращено в приторный товар, раскрашено в ядовито-розовый цвет, и продаётся на одном стеллаже с пошленькими открытками…

В массовом сознании единолично властвует миф — «Дети — цветы жизни. И они приносят родителям только радость». Всё, что не укладывается в рамки этого мифа, беспощадно изгоняется и третируется как «ваши проблемы».

Всё это свидетельствует о полной психологической безграмотности общества в целом. Как эта безграмотность бьёт по родителям и детям?

Как страдают родители?

Родители, сталкиваясь с естественной (не придуманной маркетологами) природой маленького человека — приходят в ужас. Последствия этого ужаса — стереотипны.

Родители могут:

  • усомниться в том, что они хорошие родители (если привыкли обвинять себя);
  • усомниться в том, что у них — нормальный ребёнок (если привыкли обвинять других);
  • разочароваться в материнстве;
  • разочароваться в жизни вообще.

И всё это только потому, что мы все мало что знаем об

ЭТАПАХ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА (РЕБЁНКА). Эта та конкретная сумма скучных знаний, которой всё-таки стоит забить свою голову…

Как страдают дети?

А дети страдают так —

  • их перестают нормально любить,
  • их начинают бояться,
  • в связи с этим им мешают нормально развиваться,
  • дети вырастают, имея недоразвитые способности…

В прежние времена с этим всем было намного проще. Недостаток психологической грамотности восполнялся огромным количеством житейского опыта в общении с младенцами. Если Вы никогда не выращивали кур и не знаете, как к ним подступиться,то помести Вас на десять лет в курятник, и Вы без всякого ветеринарного диплома станете через десять лет большим специалистом в области разведения кур… Вы можете даже при этом не уметь читать…

Приведу пример…

Как Вы думаете, почему производители кукол-пупсов в один прекрасный момент выпустили на рынок новую модель игрушки, которая умеет … мочиться?

(Это такая куколка, внутри которой есть резервуар для воды. Куклу можно поить из прилагающейся к ней игрушечной бутылочки, а потом этот пупс «мочит» пелёнку)

А по настоянию государственных психологов, забивших тревогу!

Дело в том, что дети, игравшие в дочки-матери с обычными куклами, повзрослев, и став сами матерями, были «неприятно поражены» тем, что их «бэби», в отличие от кукол, ведёт себя как-то странно…

Почему же раньше, всю историю человечества, традиционные (не умеющие мочиться) куклы не вызывали в последствии когнитивного диссонанса у молодых матерей?

Да всего лишь потому, что большинство молодых матерей прежних времён побывали не только «мамами» своих фарфоровых и тряпичных кукол, но ещё и старшими сёстрами своих братьев, сестёр и кузин… И уж мокрых пелёнок они видели в достаточном количестве, чтобы догадаться о том, что ждёт их самих в недалёком будущем…

А сейчас я развею необычайно вредный миф о детях-ангелах. Этот миф, сродни мифу о том, что «булки растут на деревьях прямо в целлофане». Вместо него слушайте правду. (Меня можно легко проверить, открыв любой учебник о психологии. Вот только — открыв…) Итак,

когда маленький ребёнок замахивается на свою маму, он совершает НОРМАЛЬНОЕ действие по освоению собственной агрессии.

А что же «не так» с мамами, которых подобное действие всегда (если только они не студентки-психологини, которые как раз в этот момент сдают «Возрастную психологию») повергает в шок, ярость, уныние или полный ступор — в зависимости от темперамента?

Что не так с мамами?

Ну, во-первых, они где-то слышали (из источников массовой культуры), что нормальное дитя не может поднимать руку на свою нормальную мать — это «противоестественно». (Хотя, противоестественна, наоборот, эта мысль).

А во-вторых… Многие матери становятся матерями с одной только целью: иметь всегда под рукой живую игрушку, которая будет преисполнена к ним вечного обожания, любви и благодарности. То, чего не добились от мужчины-принца — добиваются от ребёнка. И добиваются-таки. Ценой роковых искажений характера и естественного порядка вещей.

И поэтому, когда маленький человек в полном соответствии с возрастными этапами своего развития начинает осваивать такую необходимую ему вещь как агрессия, у матерей наступает первое роковое отрезвление.

Они, наконец, покидают стеллаж с розовыми открытками и поворачиваются лицом к реальности. А там — дождь. А у них — нет зонта.

Сейчас я смастерю зонт. Внимание!

Итак, маленький ребёнок впервые совершает новое для себя и для всех окружающих действие. Он замахивается на свою маму.

(Оставим крики «Весь в папочку» и «Вырастет рецидивистом», ага?)

Итак, что же произошло, если говорить языком психологии?

Ребёнок осваивает новый и нужный жест. В дальнейшем жизнь будет поставлять ему такие ситуации, где отточенность этого жеста — необходима. Котёнок и щенок будут — кусать. Ребёнок будет — замахиваться.

Но что же происходит в этот момент?

Разумеется, мама считает необходимым это действие — пресечь! В этом пока нет ничего страшного. Никто не призывает мать становиться боксёрской грушей для того, чтобы в будущем её сын затмил славой Кличко.

Но в том, как она «пытается пресечь», имеются варианты, один из которых — правильный, другой — нет.

Правильный вариант пресечения

Мама спокойно объясняет ребёнку: на маму МОЖНО ЗЛИТЬСЯ. Маму нельзя — бить.

Таким образом, в спокойной обстановке, ребёнок получает для себя ещё один важный и полезный урок, в ряду прочих уроков:

  • к собачке нельзя лезть в миску, когда она кушает,
  • маму нельзя бить,
  • на дорогу, по которой едут машины, нельзя выбегать,
  • перед чужими дядями и тётями не стоит ходить без трусов,
  • компьютер нельзя сбрасывать со стола…

Неправильный вариант пресечения

Это любые реакции мамы, которые приведут ребёнка к подозрению: «Меня перестанут любить, если я «это» буду делать»!

К таким (неправильным) реакциям мамы относятся: истерика, обида, гнев…

Ребёнок не умеет строить сложные конструкции межличностных отношений. Он просто понимает «здесь и сейчас» — мама меня не любит!

К каким неправильным выводам при этом приходит ребёнок?

  • Нельзя проявлять агрессию вообще. (Агрессия чревата потерей источника жизни — гибелью)
  • Особенно нельзя проявлять агрессию по отношению к значимым людям (так вырастают «забитые» жёны и «мужья-тряпки»)

При этом ребёнок вырастает, имея недоразвитые способности?

Да. Получив истерическую реакцию от мамы, ребёнок не осваивает умения совершать ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, которые требуют именно этого — свободного движения — замахивания.

На любое действие, включающее в себя умение замахнуться (рукой ли, ногой…), у него наложен — запрет.

А это означает в самом широком смысле: запрет на любую двигательную активность вообще…

Вместо заключения…

Итак…. Ваш ребёнок впервые в жизни испытывая ярость — замахнулся на Вас — с целью ударить. Ваша реакция?…

Елена Назаренко

©