Ребенок говорит телом. Его «словами» могут быть крик, сыпь, срыгивания, плохой сон…

Родители учат ребенка узнавать и понимать свои желания. Почти каждая мама знает, отчего беспокоен малыш – мокрый, голоден или что-то болит. Но, бывает, что мать так устала или встревожена, что не воспринимает «высказывания» своего ребенка, и его послание остается непонятым.

Когда мама плохо «слышит» и нераспознанных потребностей становится много, ребенок начинает использовать более громкие сигналы – реагирует на любой дискомфорт заболеваниями. Происходит внутренний конфликт: с одной стороны, ребенок чувствует «я хочу это сделать/получить», с другой – ему сообщают «ты не можешь это получить». Импульсы, которыми сопровождается дискомфорт, не могут быть выражены в виде гнева, грусти или вины, а ошибочно перенаправляются в тело.

Мамы дошколят обычно замечают – как идет в сад, сразу заболевает. По какой-то причине ребенок не может сказать словами «я не хочу в садик, мне там не нравится» (к примеру, его ругают каждый раз за «не хочу») и сообщает это иначе.

Воображение у детей очень яркое, реалистичное, и часто грань между фантазией и реальностью стирается. Необходимо помочь ребенку соединить его телесные переживания со словами, которые могут их описать.

Первопричина детских психосоматических болезней всегда скрывается в отношениях родителей и ребенка:

Супруг-Супруга (ссоры, алкоголизм, измены, отсутствие доверия, нарушение эмоциональной связи)

Родители-ребенок/дети (гипероперка или пренебрежение, нарушение привязанности, рождение второго и следующих детей)

Эмоциональные причины некоторых психосоматических заболеваний у детей:

Аденоиды – мама постоянно волнуется о безопасности ребенка, чрезмерно его опекает, беспокоится обо всем на свете. Нарушена эмоциональная связь с супругом. Мать находит в ребенке «отдушину».

Атопический дерматит, экзема, сыпь – крайняя степень усталости матери, попытка создать дистанцию между собой и ребенком и протест ребенка на ее отстранение. Так ребенок «просит» внимания и любви.

Ангина – «меня здесь нет», попытка лишить себя права голоса. Часто бывает в семьях, где родители постоянно конфликтуют, спрашивают ребенка «кого ты больше любишь», мама дружит с ребенком против отца.

Бронхиты – подсознательная попытка ребенка примирить постоянно ссорящихся родителей.

Близорукость, глаукома – часто отражение мощного внутреннего конфликта у матери. Сложные отношения с мужем, свекровью, своими родителями – все, про что мать может сказать «глаза б мои их не видели».

Запоры – реакция ребенка на кризисы в семье и смену ролей: рождение сиблинга, переезд, развод родителей. Нежелание отпускать привычную ситуацию. Часто бывает у детей, которых заставляют заниматься нелюбимыми, но «нужными» занятиями.

Заикание – следствие получения ребенком противоречивых посланий «кто ты такой, чтобы говорить» (властный родитель), «можно сказать или нельзя сказать» (когда ребенок становится хранителем семейной тайны. Например, не говорить матери о том, что бабушка сказала о ней плохо). Ребенок перестает чувствовать себя безопасно в семье и стремится «вернуться в младенчество», когда он еще не умел говорить.

Энурез – неприятие матерью своего мужа, отца ребенка, избегание общения и сексуальной близости с ним.

 

©