Если взглянуть на ситуацию на примере кота, всем всё понятно. Вот мой кот, вырастила его из слепого, подобрала. Вырос красавец, люблю, обожаю, едим из одной тарелки. Но друзья не хотят есть с моим котом с одной тарелки. Они видят его, облезлого, старого, он кривовато ходит бочком и хрипло орет. Я их понимаю, отстраняюсь, смотрю их взглядом: кот, как кот. Но ведь красота в глазах смотрящего.

Иногда и от ребенка стоило бы слегка отстраниться.

Пребывание в полном слиянии, еда из одной тарелки, его абсолютное совершенство превращаются в желание дать ему всё. Весь мир. У него должно быть все.

А главное — срочно избавить его от комплексов, не дай господь, что-то помешает его претензиям и правам на весь мир, замерший в восторге.

И начинается:

● он не жирный, а премило щекастенький, израстет. А пока что пусть срочно занимается балетом, он покорит всех;

● слух есть у всех, мой ребенок будет ходить в музыкальную школу, занимайтесь, вы обязаны!

● мой ребенок не обязан делиться едой в походе, я ему собирала, а не всему классу. Почему с ним не разговаривают?

Детские комплексы — это нормально. К счастью, в раннем возрасте отношения еще достаточно честны, и ребенок верно себя оценивает. К счастью, зацелованных деток “без комплексов” достаточно быстро опускают на землю, показывая подходящее место.

Как же избавить наследника от комплексов и не дать ему пострадать от завышенных родительских амбиций?

  1. Комплексы — это хорошо. Это адекватная детская самооценка. Не получится внушить ребенку, что он самый красивый или самый умный.
    Ошибка: уверять, что он все равно лучше, оценки другим купили, Ира подлиза, а Вова врун.
    Правильно: признать превосходство соперников, подумать, как исправить собственные недостатки или создать другие преимущества. Научить ребенка общаться с уважением к другим, но без прогибов.
  2. Провалы в учебе.
    Ошибка: делать за ребенка домашку или подкупать педагога.
    Правильно: договориться с ребенком, пригласить репетитора, увлечь его учебой. Сойтись, что по некоторым предметом хватит и троек, но в важных для него должны быть успехи. Дать ему развиваться в тех областях, где он силен. Стив Джобс в юности в гараже тоже ерундой занимался: компьютер пытался собрать, ну, вы помните…
  3. Преодоление препятствий.
    Ошибка: помогать обойти, избежать, использовать липовые справки или делать за него.
    Верное решение: отследить, чтобы усилия были ребенку доступны, а препятствие — преодолимо. Не давать возможности отступить или сдаться. Воля закаляется точно так же, как мышцы. Обоснованная гордость растит личность.
  4. Комплексы по поводу семьи.
    Ошибка: ругать или упрекать, если ребенок стесняется родителей, хочет большего и сравнивает. Ошибкой же будет тратить семейный бюджет на пускание пыли в глаза одноклассникам, подкуп или угощения.
    Верная тактика: поговорить молча. Не объяснять ребенку, что он должен хотеть или думать, а выслушать его и заняться вместе тем, что ему нравится. Оказаться родителем мечты просто, нужно только время найти.
  5. Комплексы по поводу внешности.
    Ошибка: утешать сладостями, заставлять делать упражнения, утверждать, что ребенку кажется.
    Верное решение: поговорить, что стандарты красоты всегда были разными и найти подходящие примеры. Выяснить у самого ребенка, что именно ему в себе не нравится и найти способ исправить это или отвлечь. Отправиться вместе с ним на пробежки, поменять стрижку на модную, купить кроссовки мечты — частенько этого более, чем достаточно.

И вот эти усилия, которые ребенок прикладывает к изменению себя становятся заметны. Растет уважение одноклассников и друзей. А вместе с ним растет его красота — в глазах всех, смотрящих на него.

А всего-то и нужно — не от комплексов его избавить, а от недостатков. Обычно их немного. Это ведь просто ребенок, как ребенок. Обычный, самый любимый.

©