Логопед отказался — сказал что необучаемый. А другой посоветовал обратиться к АВА-терапевту, но я не хочу, ведь это же дрессировка…

Я Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист, и в статьях цикла о методах коррекции задержки речевого развития, я пишу о структурном и функциональном подходах к речи. Структурным владеют логопеды, функциональный — прерогатива АВА, про которую большинство знают лишь то, что ребенка в рамках этой методики учат что-то делать за конфетку, как собачку. О дрессировке мы тоже поговорим, узнаем так ли это, но прежде чем переходить к методам, неплохо разобраться с целями. Одной из целей коррекции в рамках АВА является и речь, как жизненно важный навык.

Чем же отличаются эти подходы к речи- структурный и функциональный? Структурный все логопеды знают. Звук, слог, слово, фраза. Кирпичики, из которых при желании и возможностях можно соорудить нечто. Из звуков скомпоновать слова, из слов фразу, из фразы развернутое высказывание. Все знают, все так работают. Вызывают и ставят звуки, из звуков формируют слова. Из слов — фразу, из фразы — монолог и диалог… Рабочая схема? Конечно. Но есть в ней хорошая такая дыра.

Вот пришел к логопеду ребенок, допустим, Вася. Молчит Вася. Все понимает, мимикой и жестами все вам расскажет, но молчит. Берет логопед подручные средства и ставит Васе звуки — не Р, разумеется, а те, что попроще, м, н, к и так далее, учит его эти звуки повторять. Научил говорить звук В и звук Д. Соединил из них слово Вода.

Вася рад — вау, так можно было! Вася, что ты хочешь? — Водаааа!!! Вась, что это в луже — Водаааа!!! Вась, чего ревешь? — Водааааа!!! (рукава мокрые), Вася, а что такое прозрачное и можно пить — Вода!

С Васей ещё полно работы, Васю нужно учить говорить сложные слова, составлять из слов фразы. Но огромная часть работы ррраз — и проделана Васей самостоятельно, без логопеда. Взял Вася слово вода — и использовал в нескольких различных функциях. Как просьбу, раз. Как сигнал о дискомфорте, два. Как называние, три. Как ответ на вопрос о функциях и характеристиках — четыре. Не Вася, а Петя, например, обучаемый речи через чтение, слово вода ещё и прочитает, пять, и из кубиков Зайцева напишет — шесть. Давайте седьмую функцию ещё добавим, которая, на самом деле, была первой, без которой и обучение бы не сложилось. Вася, повтори! — Вода! Семь. Слово — одно, функций — множество.

Но вот к этому же нашему логопеду пришел, допустим, Миша. Поставили Мише звук В, поставили Д, Миша, скажи — Вода! Вода — послушно повторяет Миша. Повторяет за вами, повторяет и за мамой, но по прежнему кричит и плачет, желая пить или намочив майку, и смотрит непонимающе, когда вы показываете карточку с изображением лужи, и задаёте вопрос — что можно пить?

Всего одну функцию слова вода освоил Миша — научился это слово повторять. И это кстати хороший такой у вас Миша, повторяет! Есть ведь ещё Коля. Который просто как рыбка молчит, и не понимает ничего. И что с таким Колей делать?!

Я вам честно скажу — я не знала. Сразу после ВУЗа, и даже несколько лет после, вооруженная до зубов инструментами классической структурной логопедии — я понятия не имела о том, что делать с Мишами и Колями. Как вызывать и растормаживать лепет, если ребенок молчит. Как учить повторять звуки, если ребенок этого не делает и не понимает инструкций. Как, наконец, научить использовать выученное слово. До многого доходила сама, методом проб и ошибок, экспериментов на живых детях.

У каждого логопеда тоже есть свое кладбище, как у врача. Есть дети, которые ушли с тем же, с чем и пришли. Моя совесть чиста — тогда, когда я начинала практиковать, детям с моего кладбища вряд ли помог бы и кто-то ещё. Сейчас они бы смогли получить помощь. Но очень многие не получают ее и сейчас, обратившись не к тому специалисту. Ведь все знают, что логопед — это про речь. Но если логопед не знаком с функциональным подходом, и не умеет работать с Колей, будучи прекрасным специалистом по работе с Васями — ребенок зря потеряет время, которого у него немного. Речь — такая штука, легко заменяемая. Если ее нет — заместится криками, воплями, агрессией. И чем дольше этот период замещения длится — тем прочнее эта нехорошая альтернатива закрепляется.

Впрочем логопеды чаще всего от Коль и отказываются. Не умеют работать. И это хорошо и правильно, знать границы своей компетенции и иметь смелость заявлять, что знаешь не все. Ещё бы научиться и второму — отправлять Коль не в безвоздушное пространство, а по адресу. И этот адрес — АВА.

Итак, АВА, прикладной анализ поведения, функциональный подход к речевому развитию — не только про горшок, а и про речь тоже. Про речь прежде всего там, куда не спустился структурный подход. Про речь в тех подвалах, куда не ступала нога логопеда. Но и повыше — только механизм работы другой.

Вот, например, такой диагноз как моторная алалия — там функциональный подход не нужен, это Вася. Его научили, КАК, а ЧТО — он сам знает, учить не надо. Есть у Васи главное — коммуникация, инструментов вот только не хватает. Дали ребенку инструмент — а использовать его по назначению учить не надо, сам умеет. Но есть дети, которым дополнительно нужна инструкция по применению. Четкая, интуитивно понятная, как в ИКЕА. И эту инструкцию ребенку и даёт функциональный подход — подход к речи как к поведению.

Выучим слово вода. И этим словом будем учить просить пить. Учить называть воду, которую видим, просто называть, не когда пить хотим. Учить отвечать на вопрос, что бывает мокрое. И многим ещё инструментам коммуникации — будем учить.

©

Прочитайте также это:


Сохранить и поделиться: