В подростковом возрасте дети бывают гиперактивны, некоторые проявляют повышенную агрессию и раздражительность. Кроме того, они делают первые шаги в социализации: стремятся проводить больше времени со сверстниками, заводят первых настоящих друзей, переживают влюблённости.

Из-за повышенного эмоционального фона в таком возрасте особенно важно прививать ребёнку привычку продумывать свои решения, анализировать последствия, сдерживать импульсы.

1. Начните заранее: вежливость, этикет, общение по-взрослому

Сложно насильно привить ребёнку новые поведенческие установки в 16 лет. Постарайтесь начать работать с ним в более раннем возрасте: во-первых, в детстве он будет охотнее вас слушаться, а во-вторых, к потенциально опасному периоду самоконтроль войдёт в привычку.

Начните с самого простого и, в идеале, — в дошкольном возрасте: общие правила вежливости, этикет, поведение за столом или в компании взрослых. Если ребёнка будут часто подталкивать к тому, чтобы общаться «как взрослый», и будут слушать его мнение, он быстрее научиться контролировать эмоции и не вдаваться в истерику по любому поводу. К тому же в подростковом возрасте риск развития «бунтарских» наклонностей куда меньше.

2. Приучите заниматься спортом и отдавать энергию во время физических нагрузок

Любые подвижные игры — отличный способ эмоциональной разгрузки. Постарайтесь стимулировать активную физическую нагрузку для ребёнка в подростковом возрасте, при должной заботе тренера и мерах безопасности это никогда не повредит.

Если ребёнок готов идти дальше, то задумайтесь о спортивной подготовке. Спорт — это настоящий институт дисциплины, как для мальчиков, так и для девочек. Если подросток начнёт заниматься на серьёзном уровне, он неизбежно пройдёт мощную психологическую подготовку: научиться принимать поражения и не хвастаться победами, сдерживать агрессию и заступаться за слабых, бороться с желаниями и предаваться лени, когда есть работа.

 

3. Учите «переваривать» негатив

Не ограничивайте ребёнка в возможностях социализации и общении со сверстниками: дайте ему столько пространства, сколько нужно. Вместо органичений старайтесь воспитывать в нём навыки, которые помогут пережить проблемы: расставание, ссоры с друзьями, давление со стороны других институтов, например, школьного образования (плохая успеваемость, необходимость налаживать контакт с учителями, и тд).

Самый важный навык — умение принять негатив, обработать его и сделать выводы. Не взрываться, не мстить и не защищаться, просто принять тот факт, что иногда у людей будут возникать мнения о тебе. Они могут не совпасть с твоим собственным, это нормально. Нас постоянно оценивают, а мы оцениваем окружающих: так устроено общество, в этом нет ничего опасного или страшного. Надо учиться принимать чужое мнение и, если необходимо, извлекать урок.

 

4. Познакомьте с понятием «эмоциональный интеллект»

Эмоциональный интеллект или EQ (в противовес интеллекту, который измеряют через IQ) — это способности к эмпатии, к распознаванию чужих эмоций, сопереживанию. Люди с развитым эмоциональным интеллектом легче находят общий язык с незнакомцами, умеют «зажечь» команду своими идеями, поддержать в трудную минуту.

Дети развивают EQ несколькими способами.

Во-первых, потребляют массовую культуру: читают, смотрят фильмы, слушают музыку. Они учатся формировать связи с лирическими героями, разбираться в их мотивах, анализировать их решения.Предложите ребёнку современную литературу и поддержите его желание сходить на живой концерт любимого исполнителя, даже если он вам не по вкусу: это важная для эмоционального развития.

Во-вторых, подросток должен много общаться со сверстниками и формировать своё представление о том, как эмоции влияют на поведение людей. Приучите подростка к рефлексии, особенно после негативных эмоциальных переживаний: спросите его,

— почему друзья поступили именно так?

— почему он поступил именно так?

— какие эмоции обуревали его, а какие — других участников конфликта?

Со временем рефлексия будет включатся сразу, прямо в момент эмоционального пика. Эта привычка поможет успокоить гнев, агрессию, сомнение, лень, иррациональный страх: ребёнок просто спросит себя «что вызывает эту эмоцию, почему я хочу сделать именно так». Так и формируется самоконтроль.

Резюме

Работайте с эмоциональным развитием ребёнка заранее, с дошкольного возраста. Обратите его внимание на то, как себя ведут взрослые: на вежливость, на форму общения между собой.

Постарайтесь обеспечить подростку физические нагрузки, а ещё лучше — попробуйте формировать его дисциплину через спорт. Обратите особое внинмание на то, как подросток работает с негативом: если потребуется, помогите ему научиться.

Познакомьте его с понятием эмоциональный интеллект и стимулируйте его развитие: не органичивайте в общении, учите рефлексировать.

©