Организовавший 18 апреля нападение в школе Стерлитамака ученик 9 класса неоднократно заявлял о своих намерениях окружению. Почему взрослые все же не сумели предотвратить ЧП? UFA.AIF.RU собрал мнения экспертов, а также пользователей соцсетей.

www.globallookpress.com

На 19 апреля состояние четверых пострадавших в происшествии в школе № 1 Стерлитамака (Башкирия) остается стабильным с положительной динамикой. Следователи выясняют детали обстоятельства, проводят допросы причастных лиц, которые должны прояснить картину случившегося. Подросток сейчас задержан, но продолжает проходить лечение в больнице, находясь под охраной.

Эксперты, изучающие ситуацию, считают, что взрослые могли бы не допустить этого происшествия, ведь мальчик подавал сигналы.

«Директор был поставлен в известность»

Школа №1 в Стерлитамаке.«Думал, меня остановят». Школьник из Башкирии давно планировал нападение

Уполномоченный по правам ребенка РФ Анна Кузнецова, комментируя ситуацию, сообщила, что напавший мальчик воспитывается в полной семье. Он не раз высказывал суицидальные мысли, из-за чего конце 2017 года был поставлен на внутришкольный учет. С родителями провели беседу, они приняли необходимые меры оказания помощи ребенку и обратились к соответствующим специалистам.

Перед тем как напасть, мальчик рассказал о своих планах бывшей однокласснице из другой школы. Девочка рассказала своей маме, которая незамедлительно поставила в известность директора школы, в которой учился мальчик. Директор вызвал родителей подростка и провел с ними и с мальчиком профилактическую беседу.

Сейчас, по ее словам, уточняется, какие отношения были в коррекционном классе между детьми, не издевались ли над парнем из-за особенностей его развития.

«Много вопросов возникает к системе профилактики, почему она не сработала должным образом, если известно, что ребенок состоял на внутришкольном учете. Проверяется квалификация школьного психолога, выясняется насколько правильно он смог организовать работу с ребенком и его родителями. Кроме того, возникает вопрос – почему мальчик со своей бедой пошел не к родителям, а к своей подруге? В любом случае, несмотря на целую череду похожих ситуаций в регионах, в данном случае – риски были недооценены», – говорит омбудсмен.

Любой ребёнок может подать медиаторам анонимную записку с данными о том, что в таком-то классе конфликт.

Больше не дерись. Как работают службы примирения в школах
Подробнее

Глава региона Рустэм Хамитов во время прямой линии, прошедшей 19 апреля, прокомментировал случившееся. Он считает, что причина не только в том, что дети сидят в интернете, состоят в сомнительных группах. «Это лишь верхушка айсберга» — сказал он.

Он считает, что главной проблемой является «недостаток общения, любви к такого рода детям». Дети с особенностями развития, по его мнению, требуют еще большего внимания и глубокого отношения. Тем более если ребенок, как было в этом случае, подавал окружению сигналы о своём состоянии.

Муки от скуки. Подростки идут на криминал от безделья и недостатка внимания

«Давление, жестокость в отношении этих детей, то, что называют травлей, к сожалению, имеет свою оборотную сторону. Эти ребятишки не выдерживают такого давления и, собственно говоря, идут на такие поступки», — сказал он.

По данным главы, в этой школе работал только один психолог на 880 человек, который, возможно, не справлялся с нагрузкой.

«Мы должны понимать, что и воспитательные процессы в школах должны соответствовать сегодняшним требованиям. Мы должны освободить учителя от рутины, бесконечной писанины, отчётности. Надо, чтобы учитель работал с ребёнком, а не с бумагами. С бумагами пускай чиновники работают, а учитель должен работать с ребёнком», — считает он.

«Детям с особенностями нужны адаптированные условия»

Председатель комитета по образованию, культуре, спорту и молодёжной политике Госсобрания Башкирии Эльвира Аиткулова:

«С точки зрения этики вопрос раздельного образования для детей с особенностями здоровья, в том числе ментальными, достаточно спорный. Мы долго шли к инклюзивному образованию и ломали барьеры, чтобы «особенные» дети могли учиться в обычных школах: одни учились бы терпимости и пониманию, а другие – жить в обществе.

Напавший на одноклассников мальчик слева. Фото: www.globallookpress.com

В то же время в такие моменты разделяешь тревогу родителей, что гипотетически такая ситуация, как в Стерлитамаке, может повториться в любой школе. Но не стоит обрушивать гнев только на педагогов и руководство школы: они реагировали на поведение этого ученика, по поводу угроз с его стороны обращались в правоохранительные органы, но родители парня брали на себя ответственность в расчете отрегулировать ситуацию на семейном уровне.

Считаю, здесь очень важна позиция родителей: они должны понять, что куда важнее не статус ребенка — «он как все», «не хуже других» — а его психологический комфорт. Как правило, из обычной школы «особенных» детей провожают после 9-го класса со справкой, родители переводят детей в коррекционную школу и открывают для себя, что, сделай они это раньше, ребенок получил бы больше внимания и избежал психологических проблем. К счастью, в Башкирии удалось сохранить сеть коррекционных учебных заведений.

Поэтому, считаю, родители должны оставить амбиции, если у ребенка ментальные проблемы, если он наблюдается у психотерапевта или стоит на учете как неблагополучный, имеет смысл вести речь о переводе его на семейное образование или в коррекционную школу, где адаптированные условия, посильные нагрузки и специальный штат педагогов».

«Многое зависит от системы ценностей в семье»

И.о. начальника отдела по связям с общественностью и СМИ администрации города Стерлитамака Виталий Григорьев:

«Это первый такой случай в Стерлитамаке на моей памяти. Я не знаю, каким образом подросток пронёс нож. В школах созданы все условия: турникеты, охрана, постоянно спускаются новые директивы касательно обеспечения безопасности детей.

Пострадавшая учительница. Фото: www.globallookpress.com

Причина случившегося, считаю, носит комплексный характер. Да, родители целыми днями на работе, а ребёнок дома один, в основном, сидит в интернете. Хотя многое зависит от общей системы ценностей в семье. Я знаю многих детей, которым некогда изнывать от безделья. В городе насыщенная спортивная жизнь, много бесплатных кружков, секций, клубов, центров.

Специалист комиссии по делам несовершеннолетних администрации города Стерлитамака Татьяна Зарипова:

«Как родителю и как работнику комиссии, мне небезразлично, как организована работа по информированию детей об организации собственной безопасности. У нас в школах города работа поставлена: проводятся тематические уроки, классные часы на эту тему. Детям рассказывают, как сберечь свою жизнь при возникновении неприятных ситуаций: в толпе, которую охватила паника, при встрече с насильником или другим асоциальным элементом».

«Нужен запрет на компьютерные игры»

Обсуждающие событие в социальных сетях, в основном, осуждают парня за его поступок, ругают школу, родителей, одноклассников, которые довели его до нервного срыва. (Орфография сохранена).

скрин переписки

Скриншот/ Вконтакте

скрин переписки

Скриншот: Вконтакте

Часть обсуждающих винят во всем компьютерные игры, которыми увлечена молодежь.

Скриншот: Вконтакте

Но, пожалуй, самым скандальным высказыванием выделился некий Риф Сулейманов, который известен как лидер Национально-освободительного движения (НОД) города Стерлитамака. В одном из обсуждений в группе «Стерлитамак Сити» он оправдал действия подростка, назвав его поступок достойным уважения. После поднявшейся волны возмущения, в том числе в СМИ, сообщения его были удалены, а сам он поспешил сказать, что аккаунт был взломан и за него писал кто-то другой. Скриншоты в социальных сетях сохранились.

скрин переписки

Скриншот: Вконтакте

Напомним, ЧП в школе №1 города Стерлитамака произошло утром 18 апреля во время первого урока.17-летний ученик коррекционного 9 класса из-за возникшего конфликта полоснул канцелярским ножом двух одноклассниц, а также учителя, которая пыталась защитить девочек. Затем разлил бензин, который принес в небольшой бутылке, и поджег. После чего попытался нанести раны себе.

Возбуждено два уголовных дела. На подростка — по статье «покушение на убийство». Второе — по статье «халатность» в отношении должностных лиц органов профилактики преступлений несовершеннолетних.

Как сообщили UFA.AIF.RU в пресс-службе главы республики, сейчас решается вопрос о предоставлении материальной помощи пострадавшей учительнице и двум ученицам. По предварительным данным, сумма выплат составит 300 тысяч рублей.

©