После 9-го класса одни подростки уходят в колледжи, другие продолжают учиться дальше, в старшей школе. Но на самом деле выбирать что-то одно не обязательно: учиться можно параллельно — и в школе, и в колледже. Разбираемся, как устроена эта система.

Законно ли совмещать школу и колледж

В школе и колледже — программы двух разных уровней образования, поэтому каждый ученик, окончивший девять классов и получивший аттестат (в большинстве колледжей он необходим для поступления), имеет право учиться одновременно и в школе, и в колледже.

При этом бесплатное образование каждой ступени можно получить только один раз (ключевое слово — «бесплатное»). Поэтому окончить колледж параллельно со школой, а потом еще раз поступить в другой колледж на бюджетной основе на другую специальность уже не получится.

Зачем учиться там и там одновременно

У тех, кто выбирает программу параллельного образования, обычно есть одна из следующих мотиваций:

  • попробовать себя в профессии ещё до окончания школы и определиться с тем, чем хочется заниматься в будущем;
  • решить проблему с трудоустройством, так как на момент учёбы в вузе у выпускника колледжа уже будет диплом о среднем профессиональном образовании;
  • сдавать ЕГЭ только по обязательным предметам, чтобы получить школьный аттестат (для поступления в вуз результаты госэкзамена после колледжа не потребуются).

Как школьнику поступить в колледж

Механизм поступления для школьников, которые продолжают учиться в 10-м и 11-м классе, такой же, как и у тех, кто ушёл после 9-го:

  • подать заявление после начала приёмной кампании (обычно в апреле);
  • после получения аттестата за 9-й класс принести его в приёмную комиссию: обычно при поступлении учитывается среднее арифметическое всех оценок.

Как говорит замдиректора Международного колледжа бизнеса и дизайна Елена Бойченко, учиться параллельно в старших классах и на очном отделении колледжа тяжело из-за двойной нагрузки. Тем, кто совмещает, скорее подходит очно-заочная или заочная форма обучения в колледже (если она предусмотрена).

Тем, кто хочет учиться непременно очно, во многих колледжах преподают ускоренную программу 10-го и 11-го классов (она укладывается в один год), а затем студенты осваивают специальность и при желании могут поступать в вуз с дипломом о среднем профессиональном образовании.

Альтернативная программа профобразования в Москве 

В Москве действует проект «Профессиональное обучение без границ», в котором школьники в течение 4–9 месяцев осваивают профессию на базе одного из столичных колледжей. В ней могут участвовать ученики 9-го, 10-го и 11-го классов, а если школьник участвует в проекте несколько лет подряд, каждый год профессии могут быть разными. 

В конце программы её участники сдают квалификационный экзамен, им выдают свидетельство о получении профессии и присваивают квалификацию. Однако диплом об окончании колледжа они не получают. Поэтому, с одной стороны, для поступления в вуз им нужно обязательно сдавать ЕГЭ. А с другой — это не считается пройденной ступенью среднего профессионального образования, поэтому при желании выпускник может получить бюджетное место в другом колледже.

Директор Московского центра развития профессионального образования Ирина Жданова говорит, что в начале каждого нового учебного года колледжи Москвы информируют школы о профессиях, которые могут получить школьники (об этом также можно узнать на сайте Московского центра развития профессионального образования).

Далее ответственные за профориентацию в каждой школе рассказывают ученикам о такой возможности, школьники пишут заявление, какой профессии хотят пойти учиться, и их зачисляют. Параллельное образование проходит за счёт городского бюджета.

Повар и оператор компьютера в 9-м классе

Даша и Ангелина оканчивают 9-й класс в московских школах. В начале учебного года они стали участницами проекта «Профессиональное обучение без границ». Даша хотела углубить знания по информатике и выбрала профессию «оператор ЭВМ». Ангелине нравилось готовить, и она решила попробовать себя в качестве повара.

Даша занималась несколько раз в неделю по 1,5–2 часа. Уроки проходили вечером после основных предметов в будние дни и в субботу утром. Преподаватели колледжа рассказывали о принципах работы компьютера, учили программировать, работать в Word, Excel, базах данных.

В конце обучения Даша сдала экзамен и получила свидетельство о профессии. В целом она считает параллельное образование полезным опытом: «Пользоваться разными программами должен уметь каждый, это нужно в любой работе и повседневной жизни». В 10-м и 11-м классе Даша планирует освоить другие навыки, связанные с информатикой, а затем поступать в вуз.

Занятия Ангелины проходили в колледже сначала один, а потом два раза в неделю. Добираться в колледж из школы нужно было около часа, и, чтобы успеть к началу, приходилось отпрашиваться с последних уроков («Иногда бежали бегом!»). За 3–4 часа ученики успевали приготовить суп, салат и второе. Сначала им объясняли теорию, в учебную группу в мессенджере скидывали полезную литературу. Затем на практике преподаватель лично показывал, что и как делается.

В конце программы Ангелина сдавала экзамен — готовила два блюда и отвечала на теоретические вопросы. «Опыт хороший, — резюмирует она, — но я поняла, что кухня — это немного не моё: там жарко, надо бегать. В 10-м классе хочу попробовать какую-то другую программу».

©

Прочитайте также это:


Сохранить и поделиться: