«Даа, учителя уже не тее,- неет больше Макаренко» — слышу периодически фразу в родительских кружках по интересам.

Полагаю, что каждого менеджера теперь знакомят с трудами Антона Семеновича, поэтому многие так легко на него ссылаются. А я как-то упустила этот момент, но решила все же компенсировать свой недочет. Почитала «Педагогическую поэму», и теперь стало ясно, как далеки эти люди от Макаренко. Основы его педагогики рухнули вместе с советской системой образования и общества.

Сейчас тыкать учителям в то, что «они не Макаренко» просто глупо, потому что, если они станут «как Макаренко», эти же люди будут обрывать телефоны департамента с требованием увольнения.

Да простят меня те, кто более глубоко знаком с темой. Но рискну озвучить свой непрофессиональный взгляд. Профессионалы, кто к подобному нетерпим – могут просто закрыть страницу и не тратить время. Хотя их мнение могло бы быть интересным и полезным.

Так о чем же он писал?

1. Коллектив.
Коллектив играл ключевую роль в воспитании.

«Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает.
Я требовал воспитания закалённого, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива. В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевлённого коллектива». © Макаренко А.С.

Даже я, после прочтения этого высказывания, подумала об идеологии СССР. Но нужно уловить суть. В этой же главе, он говорит, что сначала ребенка надо заставлять (не заинтересовать!), пока не сформируются навыки. В наше время ориентация идет на личность и мотивацию. Стремление к личным достижениям, индивидуальности. Как побочный эффект процветает эгоизм. Лень оправдана отсутствием заинтересованности. Требуют соблюдения своих прав, и все равно, что при этом нарушаются чужие. 

2.Самоуправление
Раз в полгода в колонии Макаренко выбирались совет коллектива, санитарная комиссия, хозяйственная комиссия. 
Это напоминает октябрятские звездочки и пионерские звенья.
Идея неплохая. Не каждый директор школы поддерживает управляющие советы с учениками, но в рамках класса – вполне применимо.
У моего сына в 5 классе создали что-то подобное. Разбили всех на сектора. Староста, трудовой, творческий, спортивный, учебный сектор. Раз в четверть состав секторов и староста меняется. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность проявить себя в каждом секторе. Пока прошло 3 четверти – результат не очень… Дети разбегаются со сборов, не относятся к своим задачам ответственно, подводят друг друга, не могут работать вместе — каждый хочет по-своему или никак. Учитель с этим борется, родители сопротивляются, т.к. после школы задерживать «права не имеют»). В 4 четверти все это сошло на «нет».

3. Трудовое воспитание.
Тут не было целью воспитать недумающих работяг, было целью не воспитать потребителей.
Сейчас даже говорить не о чем. Эксплуатация детского труда, жалобы, нагоняй директору…
Трудовое воспитание у нас объявлено вне закона. (Об этом писала уже).

4. Компетентность в работе.
Макаренко относил это и к учителям, и к родителям. Дети чувствуют, когда за строгостью и грубостью стоит желание научить – они все равно любят и уважают таких учителей и родителей. И наоборот, они не будут уважать даже очень доброго наставника, если поймут, что никаких успехов в своем деле у него нет. Просто сядут на шею.
Вопрос компетентности педагогов, увы, имеет место быть в современных школах тоже, как и вопрос компетентности родителей. Учителя, которые допускают орфографические, субординационные ошибки, родители, которые требуют, и не получая результата, отказываются от своего требования, наращивают ком непослушания и неуважения.
Был в моей школе учитель математики. Не жалел никого. Ругался громко, много и изобретательно. Но профессионал был – редкий. Его ученики побеждали на олимпиадах и набирали максимум баллов при поступлении. Его брань вспоминаем только с улыбкой и уважением.

5. Дисциплина.
Антон Семенович не призывал к ней, он утверждал, что она – результат работы. И заставить ее соблюдать – невозможно. Правда, понятие дисциплины, он больше отождествлял с ответственностью, самоорганизацией, волей. Я согласна. Дисциплинированный человек вместо «хочу» поставит «надо».

Ясно одно: то, что происходит сейчас – полностью подрывает принципы прошлой педагогики. Поэтому, говоря, что «учителя уже не те», задумайтесь, а не результат ли это сегодняшней борьбы, за права ребенка. Она хороша. Но эту борьбу все больше путают с оправданием вседозволенности. Старая гвардия педагогов не выдерживает и уходит из школ. На их место все чаще приходят те, кто смирился и готов просто исполнять услугу по проведению уроков. А не понимать, принимать, поддерживать, искать подход и переживать за каждого.

Кстати, Макаренко, при всем своем подходе, права и уважения к детям не исключал, как раз наоборот, выделял очень важным пунктом.

Скажу сразу — я НЕ педагог, к школе имею отношение только, как родитель, поэтому никого своих не выгораживаю.

Как иллюстрация статья и комментарии про трудовое воспитание:

Детский труд — добро или зло?

©