Узнайте о проективных методиках, которые раскроют внутренний мир ребенка, его состояние.

Ирина Гусинская, мама троих детей, педагог-психолог и учитель начальных классов, поделилась с «Летидором» проективными методиками, которые помогут лучше узнать ребенка, не задавая прямых вопросов.

Ирина Гусинская

Расскажу о трех методиках, которые сама много раз применяла. Для первых двух понадобится лист бумаги и простой карандаш.

Первая методика «Кинетический рисунок семьи»

Попросите ребенка нарисовать свою семью так, чтобы все члены семьи были чем-то заняты. Больше ничего говорить не нужно.

Посмотрите, кого ребенок рисует первым? Все ли члены семьи присутствуют на рисунке (или кто-то на работе, например)? Нарисовал ли ребенок себя, где? Если в центре листа, улыбается, занят общим делом, его эмоциональное состояние благополучно. Если стирает, сильно закрашивает части тела или всю фигуру, испытывает тревогу или страх.

Я встречала рисунки, где лист разделен на комнаты, каждый член семьи сидит в отдельной клеточке. Это говорит об эмоциональной изоляции.

Или в центре листа большой телевизор, маленькие люди сидят вокруг него.

Обратите внимание, если нет на рисунке самого ребенка: «Ой, забыл себя нарисовать».

Не давайте дополнительных пояснений. Рисунок ребенка — это то, как он семью видит, бессознательно изображает на бумаге то, что чувствует.

Freepik

Вторая методика «Сочини сказку» основана на рассказывании

Положите перед ребенком черно-белый рисунок, выполненный в карандаше, на котором изображена комната в сказочном замке. Изображение поищите в интернете или нарисуйте сами.

Важно, чтобы эта комната сама по себе не несла эмоций, была нейтральной.

Почему комната в замке? Комната, похожая на комнату ребенка, включит сознательные, обдуманные ответы. Здесь важно приоткрыть завесу поступков и мыслей, неосознаваемых ребенком. Задайте наводящие вопросы: «Как ты думаешь, кто живет в этом замке? С кем? Почему он так сделал? А что потом? Сначала ребенок будет давать односложные ответы. Потом начнет развиваться сюжет? и вы узнаете о том, что беспокоит ребенка.

Если сказку придумать не получилось, попробуйте другой вариант. Помните рассказ Николая Носова «Фантазеры»? Как два друга Мишка и Дениска сочиняли:

«Знаешь, — говорит Мишутка, — раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

— А я, — говорит Стасик, — сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой».

Попробуйте прочитать своему ребенку этот рассказ и предложите тоже что-нибудь сочинить. Вы будете удивлены.

Depositphotos

Я предложила это задание детям второго класса. Рассказ записали в тетрадь. Потом стали читать свои маленькие рассказы.

Саша Н. сочинил такой рассказ: «Я — мешок денег, пошел и ограбил банк». Матвей С. (сквозь смех): «Я сел в лифт, он упал и разбился, потом пришел человек и отрезал мне голову». Ксюша П. «Я полетела на Луну, погуляла там, потом вернулась».

Ответы разные, и не потому, что мальчики больше смотрят ужастиков по телевизору.

Третья методика «Сочини сказку»

Обдумайте то, что услышали, соответствует ли это действительности. Если хотите изменить отношение ребенка к ситуации в семье или с друзьями, используйте тот же метод сочинения сказки.

Укладываете ребенка и рассказываете: «Сегодня я тебе расскажу про маленького ежика, который жил в лесу в домике с братом и сестрой». И в общих чертах восстанавливаете ситуацию, которая является травмирующей для ребенка либо тревожной.

Не добавляйте: как и у нас… Просто рассказывайте историю, схожую с вашей ситуацией.

Потом говорите: «И вот брат с сестрой поспорили, не захотели делить игрушки. Маша расплакалась. Как ты думаешь, чем ей можно помочь?» Избегайте шаблонных фраз: «Видишь, что ежик здесь поступил нехорошо? Нужно девочек защищать». У ребенка всплывают в памяти правила поведения, которые известны от родителей, учителей, воспитателей.

Лучше создать игровую ситуацию, чтобы ребенок сам оценил поступок героя, сам сказал, что здесь несправедливость, девочек обижать нельзя.

Depositphotos

Чем хороши проективные методики

Тем, что в них нет строгой инструкции и баллов. Нет высокой погрешности результата, потому что это говорит, придумывает, рисует сам ребенок. А вы только слушаете, слушаете… Откроются потрясающие вещи. Для вас, родителей, это разговор по душам…

Эти же методики можно использовать и для исправления ситуации.

Если что-то насторожило в рисунке семьи, можно напрямую не говорить ребенку: «Ты нарисовал не так». Лучше взять чистый лист бумаги и предложить сделать рисунок на основе общего опыта.

Не повторять рисунок семьи, а порисовать вместе с ребенком на тему общих воспоминаний, походов. Не вмешиваться в рисунок, а сесть рядом и сказать: «Помнишь, ходили в воскресенье в зоопарк? Кто тебе больше понравился? Нарисуем?» Рядом с животным фигурки мамы и ребенка.

Если увидели, что ребенок штрихует руки, например, у мамы, значит, мамины руки вызывают тревогу.

Попробуйте нарисовать ситуацию, когда ребенок не испытывал этот стресс. Огромный рот говорит о том, что мама часто кричит, ругается и ребенок побаивается ее.

Коррекция рисунка может быть в том, чтобы проговорить то, что чувствует мама, что чувствует ребенок.

Почему она ругает ребенка, в каких ситуациях. Обратиться к своим чувствам и чувствам ребенка: «Я сегодня расстроилась, что ты не убрал игрушки. Устала, переживаю. Очень тебя люблю. Когда прихожу домой и вижу, что разбросаны игрушки, это меня расстраивает. Хочется, чтобы ты вырос ответственным и трудолюбивым».

Верьте в себя, своего ребенка. А проективные методики — вам в помощь. Я верю, что эти методы работают. Они помогут найти тропинку, путь к сердцу ребенка.

Фото: Freepik; Depositphotos

©