Всем привет, я Ольга, логопед, и на своем канале в прошлой статье я рассказывала о причинах детского неговорения, точнее о тех категориях, на которые можно неговорящих детей поделить. Я рассказала о двух, на очереди третья — интересная)

 

Назову ее Моторные трудности. Это, как и в предыдущих двух категориях, маленькие дети, до трёх лет. И это дети, речь которых развивается с задержкой. Примерно к трем годам такие дети говорить и начинают. Сами начинают, без логопеда. Но позже. И в будущем занятия с логопедом им потребуются.

 

Что это за моторные трудности. Это трудности на периферии, то есть непосредственно во рту. Хотя причины трудностей на периферии могут быть и центрального характера, то есть объясняться повреждением мозга. Это дизартрия. Дизартрию до трёх лет диагностировать можно. Как правило, есть над чем подумать в анамнезе. Либо проблемы в беременность, либо в родах. Гипоксия, гипотрофия плода, крупный плод, недоношенность, стремительные или затяжные роды, обвитие пуповиной, ЭКС, и тд, и тп. При всех этих факторах дизартрии может не быть. Но если она есть — чаще всего не на пустом месте. Ещё звоночком для нас могут быть проблемы питания. Не брал грудь, плохо сосал, не набирал вес, срыгивал. После года обильно текут слюни. Не жует после года, или жует плохо. И тд, и тп.

 

Дизартрия — результат повреждения мозга. Если у ребенка нет ДЦП, а есть дизартрия — мы говорим о том,что называют ММД. Минимальная мозговая дисфункция. Минимальная. Этот ребенок не инвалид. Он совершенно сохранен интеллектуально, возможно лишь слегка моторно неловок. Как правило он астеник или метеопат. Возможно СДВГ. И задерживается речь. Потому что ему элементарно трудно. Мозгом он давно уже все понял. А язык на слушается. Этот ребенок управится со своим непослушным артикуляционным аппаратом — но ему потребуется время. Если помочь вместе со специалистом — а помощью здесь будут в первую очередь разные виды артикуляционной гимнастики — он справится быстрее. И заговорит, сам, связно, развернуто. Но речь его не будет чистой.

 

Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи. У речи несколько сторон. При дизартрии нарушена всего лишь одна. Впрочем, чаще ещё одна — мелодико-интонационная. Помимо специфических нарушений звукопроизношения, которые в просторечии называют «кашей во рту», речь ребенка с дизартрией монотонна, замедленна или ускорена, слишком тихая или слишком громкая, отмечаются и нарушения тембра голоса.

 

Такого ребенка можно понять. Но слушать тяжело) Почему я это так расписываю. В первую очередь для ясности прогноза. Говорить — будет. Задержится, но будет. Учиться в обычной школе, или даже в крутой гимназии — будет. Замуж выйдет/женится, профессионально реализуется. Но дизартрия всю жизнь будет с ним. И клиент логопеда этот ребенок — все дошкольное детство. Не месяц, и не два специалист будет чистить его речь. Года два, если сильно повезет и вы дома тоже заниматься будете. Если не повезет — до средней школы и далее, по желанию.

 

Это было про дизартрию. Но в последние годы я наблюдаю приличное количество детей с ужасающим состоянием артикуляционного аппарата. Вялый язык, или язык, оттянутый комом назад. Слабо развитая нижняя челюсть, «кроличьи» зубы. Слабые губы. Звукопроизношение соответствующее — либо сплошняком заднеязычные, либо межзубные или губные без участия языка. Либо «фыкает», либо «гэкает». При этом анамнез чистый. И ребенок перед тобой без дизартрического «хвоста» — на перемену погоды не реагирует, устидчив, внимателен.

 

Моё личное мнение, можете не согласиться и побить. Слепили сами. Из того что было. Из нормы патологию. Неестественным способом вскармливания. И нет, я не об ИВ (искусственное вскармливание). Хотя ГВ (грудное), конечно лучше. Я больше про прикорм. Я своими глазами наблюдала, и не раз, как трехлетке (!), в бутылку (!!) заливали разом мясную, овощную и фруктовую баночки (!!!) Вот и поужинал. А до этого так пообедал. Орган, которые не работает, отмирает. Вот у таких детей абсолютно мертвый артикуляционный аппарат. Без неврологической основы! Чисто ручками, сами проблем на свою голову нажили. Дизартрическая симптоматика без дизартрии. Годы логопеда — любой каприз за ваши деньги. И да, такие дети тоже задерживаются в развитии речи. Говорить начинают, сами. Но позже.

 

Ещё вариант — соска нон-стоп. Я не говори о сосании пустышки перед сном. Сосательный рефлекс — сила, и ребенку даже после двух лет часто необходимо пососать, чтобы запустить процесс торможения в мозге, и перейти от бодрствования к покою. И лишать его этой возможности — жестоко. Недососавшие дети начинают приобретать разные другие зависимости — кто-то накручивает на палец свои волосы, или волосы мамы, выдирая полголовы, кто-то сосет палец, а палец хуже, чем соска, потому что всегда с собой, кто-то до ран ковыряет пупок — все это свидетельствует о стрессе.

 

Не надо так с маленькими. Пусть будет соска. Полчаса перед сном, уснул крепко — извлекли. В этом случае она никак не повредит. Но и после года, и после двух, и в три ведь с соской на шее ходят. И говорят, как с цигаркой, с соской в углу рта. Спинка языка гипертрофирована, кончик не активен. Речь понять невозможно. Привет, логопед.

 

Вот такая категория. 

©