Добрый день всем, приветствую на канале логопеда и многомамы, и сегодня хочу продолжить разговор о нарушениях звукопроизношения.

 

В предыдущей статье я рассказала о возрастных нормах развития звукопроизношения, и о физиологических заменах — то есть тех этапах, которые проходит звукопроизношение в онтогенезе, как оно развивается. Ребенок начинает говорить гораздо раньше, чем начинает говорить чисто — и несовершенное звукопроизношение не мешает ему выражать свои мысли.

 

Артикуляционный аппарат созревает не сразу, и не все движения доступны ребенку в 2,3, 4 года. Но при этом он говорит, и говорит понятно, а возрастные особенности звукопроизношения — замены на более лёгкие в произношении и более ранние в онтогенезе звуки постепенно исчезают, и к 5, максимум к 6 годам звукопроизношение ребенка не отличается от звукопроизношения взрослого человека .

 

Слуховое восприятие ребенка работает в тесной связи с его артикуляцией, мозг ребенка постоянно сверяет то, что ребенок произносит, с тем, что он слышит от себя и от других. И если связь рот-ухо-мозг работает бесперебойно, к 5-6 годам ребенка мы слышим чистую речь.

 

Что же бывает, если что-то где-то закоротило. Бывают варианты. Если органы артикуляции сформированы или функционируют неправильно по ряду причин — сохранный фонематический слух ребенка отчаянно пытается найти соответствие исходящему из его рта звуку и тому звуку, который слышится от большинства окружающих. Только вот возможности ограничены и… Вариантов тут масса. Боковые, носовые, межзубные, призубные, губно-зубные, горловые.. .

 

Эти звуки невозможно написать буквами, можно только продемонстрировать на аудиозаписи. Родитель часто не в состоянии описать, что конкретно не так — просто каша. А ухо ребенка и его мозг уже смирились с продуктом, который производит его артикуляционный аппарат — и не бунтуют. Считают нормой.

 

Поэтому работа логопеда с искажениями звуков всегда сложнее, чем работа с заменами. Приходится преодолевать сразу две преграды — несовершенство артикуляционного аппарата — тонус, слабость мускулатуры, особенности строения — и перестраивать фонематические процессы, вторгаться в уже сформированные мозговые связи. Вот это горловое — Р и все тут! Ребенок может этого не декларировать, но он действительно уже так слышит. И долгое время уходит на то, чтобы разубедить мозг.

 

Поэтому. Любые искажения любых звуков — повод для максимально раннего обращения к логопеду. Искажений в норме не бывает, и сами они чаще всего не пройдут. Исключение — лёгкая межзубность в возрасте до 3 лет. Или носовой оттенок голоса при аденоидах и тп — тут логопед бесполезен, пока не устранится основная причина. Все же остальные случаи искажений — чаще всего подразумевают небыстрый процесс коррекции. Поэтому лучше начать пораньше.

©